Федорова Галина Васильевна
Иркутская обл.
Начинаю урок с чтения наизусть стихотворения, поставив перед учащимися вопрос: «О чем стихотворение?»
Выслушиваю мнение учащихся, и мы приходим к общему мнению, что это стихотворение о самом сокровенном – о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Молитва – это разговор двух любящих существ: Бога и человека. Это общение с Богом.
Прошу детей перечитать стихотворение и найти главные слова. С чем они связаны?
Дети находят:
- молитва чудная,
- сила благодатная (сила божественная, с помощью которой спасается жизнь человека, душа человека, и это спасение обещано всем, кто с покаянием обращается к Богу, поэтому сила благодатная – это сила, несущая человеку надежду и счастье),
- святая прелесть.
Затем, перечитывая первое четверостишие, говорим, о том, что начало мрачное. Словом «теснится» подчеркнута печаль, смута, тяжесть на душе поэта.
Второе четверостишие описывает силу и прелесть молитвы.
И последнее четверостишие рассказывает об ответе Бога на молитву:
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится. И плачется.
И так легко, легко...
Итак, действия лирического героя: он твердит молитву, обращаясь к Богу. Все это благодатное воздействие молитвы. Действие живых слов – силы благодатной – вне воли лирического героя.