Начальная школа

Тропинка к своему «Я»


Стрижова Нина Ивановна
психолог, учитель русского языка и литературы
г. Кострома

Тема: «Тропинка к своему я»

Цели:

  1. Помогать учащимся осознавать происходящие в них изменения.
  2. Помогать учащимся учиться планировать цели и пути самоизменения,
  3. Дать возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего.

Ход урока

Психолог: Сегодня на наш урок пришли учителя, родители. Мы предлагаем вам, дорогие гости, быть участниками нашего разговора. На уроках психологии мы с вами шли по тропинке к своему «Я»: вспоминали радости и огорчения своего детства, старались увидеть, а что же в нас изменилось, мечтали о будущем.

Посмотрите на выставку фотографий: «Моё детство».

- Почему из своего детства вы выбрали именно эту фотографию?

Разминка «Дети и взрослые»

А) «Если бы у меня был ребенок...» (изобразить не вербально)

Задания на карточках: различные действия, которые взрослые производят с маленькими детьми (кормят, одевают, идут гулять, умывают и т. д.). Учащиеся класса отгадывают, что это за действия.

Б) «Если ребенок плачет...»

Выбирают на роль обиженного малыша ученика, остальные пытаются утешить его.

Основное содержание урока:

1. Психолог: (звучит музыка)

Закройте глаза, представьте летний день в саду, и вы, маленькие, рассматриваете цветы... (пауза). А теперь вспомните и постарайтесь увидеть себя, когда вы пошли в первый класс, вы в красивой форме с огромным букетом цветов. Выберите цветок, который чем-то похож на вас... (пауза). Теперь сделайте глубокий вдох и откройте глаза.

- Если бы вы были цветком, то каким? (учащиеся записывают на листочках и отвечают по кругу)

- Почему вы себя ассоциировали с этим цветком? (ответы по желанию, давайте положим эти листочки в копилку мудрости)

2. Психолог: Вы растете и постоянно что-то изменяете в себе, становитесь лучше, умнее, сильнее. Поэтому важно решить для себя, каким ты хочешь стать. Важно знать, что именно хочешь изменить в себе, (учащиеся зачитывают обобщенные по классу данные).

Таблица записана на доске

Раньше Сейчас
   Не умели...    Умеем...
   Не любили...    Любим...
   Не хотели...    Хотим...
   Не знали...    Знаем...

Я предлагаю эти данные отправить в копилку мудрости, чтобы на следующий год сравнить, что изменилось в вас.

3. Психолог: У многих людей есть некий идеальный образ самого себя - то, каким ему хотелось бы стать.

«Идеально я» - это сумма тех качеств, которыми человек хотел бы обладать. Когда мы говорили об идеальном «Я», мы нарисовали «ступеньку качеств», где на четырех ступеньках записали качества, которые характеризуют каждого из вас на данный момент, (каждый читает свои качества).

Задание: Запишите на этой «ступеньке» рядом ваши качества, если бы вы были идеальной личностью, (читает каждый ученик).

4. Разминка «Взрослое имя».

Учитель называет ученика по имени и отчеству. Ученик проходит как взрослый по классу и знакомится.

5. Психолог: (звучит музыка).

Закройте глаза, представьте, что прошло двадцать лет, вы закончили школу, институт, имеете любимую профессию, семью. Вас пригласили в гимназию на встречу выпускников, куда пришел корреспондент популярной радиостанции и хочет подготовить передачу.

Учащиеся дают интервью по желанию, отвечая на вопросы:

- Где вы работаете?

- Какая ваша семья?

- Лучшие воспоминания о гимназии и учителях? (интервью записывается на диктофон).

Эту запись мы положим в копилку мудрости, и через двадцать лет посмотрим, исполнились ли ваши мечты.

6. Психолог: Мы с вами говорили о многих качествах идеального человека, а об умении жалеть писали мини-сочинения, (психолог предлагает зачитать желающих сочинения на тему: «Талант жалеть»).

 

Тропинка к своему «Я»

- Кто хотел бы отправить в копилку мудрости свое сочинение? Напишите на листочке свое имя.

 

- Как вы считаете, кто для вас в жизни мог быть идеалом?

Психолог: Обобщает ответы учащихся. Жертва Иисуса Христа на кресте. Песня матери Христа, страдающей за сына.

Итог урока:

Ребята, как достойно, с любовью пройти жизненный путь учит нас Иисус Христос. На уроках психологии мы будем видеть, насколько у нас это получается, мы будем помогать друг другу учиться любить, быть сострадательными, терпеливыми, будем учиться ставить цели и изменять себя. Психолог предлагает зачитать сочинения по желанию на тему: «Моё будущее».

 

Работает на Cornerstone