Лысенко В.Е.
средняя специальная коррекционная школа
г.Краснокаменск
Цель: развивать устойчивый познавательный интерес к библейским историям; закреплять представление о зависти и обиде как о грехе, с которым нужно бороться; формировать нравственно-личностные черты характера, адекватную самооценку.
Оборудование: диаграмма жизни Иосифа в рисунках и на табличках; фигурки братьев Иосифа для фланелеграфа; материал к аппликации; рабочие тетради; рисунки к рассказу «Зависть серая с желтыми пятнами»; вырезать и раскрасить фигурки братьев; подготовить детали к аппликации.
Ход занятия
I. Ребята, вы знаете, что Библия – это Книга книг. В ней собраны сокровища, которые учат нас, как жить, не допуская греха. С некоторыми историями из Библии вы уже знакомы. Сегодня мы вспомним и повторим историю Иосифа и его братьев. Посмотрим, чему научила нас эта история.
Интерактивная работа:
- Скажите, что такое грех? (ответы учащихся).
- Почему Каин убил Авеля? (Каин завидовал Авелю).
- Почему люди начали строить Вавилонскую башню? (Они завидовали Богу, хотели быть, как Он, А бог наказал их).
- В какой библейской истории мы тоже встречаемся с завистью? (История об Иосифе и его братьях).
II. Расшифруйте закодированный текст. Вы узнаете, что чуть не погубило Иосифа.
Задание: вместо цифр поставьте буквы.
а-1, б-2, в-3, е-4, з-5, и-6, р-7, с-8, т-9, ь-10.
51368910 27191043 (зависть братьев)
Чему они завидовали?
Тому, что отец любил его больше, подарил ему красивую одежду. Он был послушный, добрый, кроткий и заботливый.
А братья? Злые, лживые, завистливые.
Вам приходилось когда-нибудь завидовать, ребята? (обязательно выслушать ответы детей).
III. Работа по рассказу «Зависть серая с желтыми пятнами» автора Цили Витикам (журнал «Тропинка»).
– Как вы относитесь к Анне и Марийке?
Как вы понимаете слова автора из этого рассказа: «Анна сама чувствовала, как она выросла выше своей зависти и стала к Марийке ближе».
Обсуждение детских рисунков к рассказу.
IV. Работа с плакатами (можно использовать листы формата А 4).
Что же такое зависть? (выслушать ответы учащихся, по ходу вывешивая на доске листы с текстом).
- Зависть – это сожаление о чужом благе.
- Зависть – это чувство досады, вызванное успехами другого.
- Не завидуй, ибо где зависть и сварливость, так неустройство и все худое (послание Иакова 3:14-16).
- Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей (Притчи 14:30).
Физкультминутка
Песня «Один построил свой дом на песке» (сопровождается движениями).
Вернемся к истории Иосифа и его братьев.
У меня на столе лежат рисунки, которые помогут рассказать о жизни Иосифа.
Задание: выйти к столу, найти рисунок, который последовательно изображает его жизнь, поместить этот рисунок на доску, взять со стола с собой фигурку одного из братьев Иосифа.
Итак, в большой семье Иакова и Рахили родился еще один мальчик, и назвали его Иосифом (1). Строим диаграмму.
- Его очень любил отец и подарил ему красивый халат (2);
- Иосиф увидел сон и рассказал его своим братьям (3);
- Он помогал своим братьям (4);
- Братья хотели сбросить его в колодец (5);
- Они продали его в Египет (6);
- В Египте его купил начальник фараонов Потифар (7);
- Невиновный в тюрьме (8);
- Иосиф стал наместником фараона (9);
- Во время голода братья пришли покупать у него хлеб (10);
- Пришел младший брат Вениамин (11);
- Приход отца.
Вот так мы построили диаграмму жизни Иосифа в рисунках. (Это же можно сделать, используя таблички с кратким жизнеописанием: Рождение Иосифа, Разноцветная одежда, Сны, Я ищу моих братьев, Во рву, Продан в Египет, У Потифара, Невиновный в тюрьме, Наместник фараона, Приход братьев, Приход Вениамина, Приход отца).
Сбылся ли сон Иосифа? (ответы детей).
Вывод: Несмотря на то, что братья предали Иосифа, продали его купцам, он не озлобился и в трудную минуту помог, спас их от голода, потому что сердце у него было доброе, он всех их любил.
Так и Господь всех нас любит, прощает и приходит на помощь в трудную минуту.
2. Аппликация (коллективная работа в парах или группах по 3-4 ребенка). Фигурки к аппликации раскрасить заранее и вырезать (см. приложение).
3. Игра «Берегись зависти».
Задание: выйти к столу с фигурками братьев, встать по порядку номеров, написанных на обратной стороне фигурки. Один из учеников читает подпись под каждым номером: Берегись зависти.
4. Работа в тетрадях.
Детям предлагается положить новое обещание в «кармашек обещания»: на выбор «Не буду завидовать» или «Берегись зависти».
Итог занятия
Ребята, все вы хорошо знаете историю Иосифа и его братьев, были активны, и я вам вручаю памятный подарок – «Солнечный орден» (прилагается).
Игра «Братья Иосифа», 2-й вариант.
Изготовление «братьев Иосифа», раскрасить, вырезать, на обратной стороне каждого «брата» написать одну цифру: 1, 2, 3, 4, 5, 10, 20, 30, 40, 50 и одну или две буквы: Б Е Р Е Г ИС Ь З А В ИС Т И (подчеркнутые буквы должны быть красного цвета).
Ход игры: поместить «братьев Иосифа» на доску. Детей разделить на 2 команды. Они по очереди отвечают на вопросы. При правильном ответе дети могут взять себе одного из «братьев». Затем повернуть всех «братьев» и спросить, что они говорят. Сопоставить предложение: «Берегись зависти».
В подготовке занятия использованы материалы по теме «Иосиф и его братья» Общества евангелизации детей.