Главная»Обмен опытом»Внеклассная работа»Игры»Игры и творческие задания
Игры

Игры и творческие задания

как средство формирования нравственных качеств на уроках «Библия для детей и нравственность»

Составитель: Наталья Ванькова

Введение

Реальное состояние нравственности в современном обществе, в первую очередь молодежи, можно обозначить как глубокий нравственный кризис. Средства массовой информации изобилуют сценами насилия, агрессии, секса. Оживили свою деятельность многочисленные тоталитарные религиозные секты. Школа отказалась от старых ориентиров в воспитании ребенка, а новые так и не появились.

Эти факторы показывают насущную необходимость постановки и разрешения проблемы воспитания нравственности подрастающего поколения с самого раннего детства.

Любое общество, если оно по-настоящему намерено продвигаться вперед в экономике, политике и по всем другим направлениям развития, нуждается в надежных нравственных ориентирах. Для юных поколений их определяет семья. Но возможностями самого глубокого и действенного влияния на подрастающую личность обладает и школа. Вот почему возникла идея создания курса «Библия для детей и нравственность». Почему все же Библия? Библия – первоисточник нравственности. В ней содержатся принципы общечеловеческой морали, которые использовались для улучшения нравственной атмосферы в обществе в течение сотен лет. Разве устарели нравственные ориентиры: «Не судите, да не судимы будете», «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» и т. д. Библия позволяет показать детям, что в жизни у них всегда есть выбор и что вера – право добровольного выбора. Почему мною был задуман и составлен сборник именно игр и творческих заданий? На этот вопрос отвечает неизвестный автор:

Чем проповедь выслушивать
мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха
и поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же никогда.

Если для детей младшего школьного возраста только читать нотации, проповеди, проводить беседы, то не добьешься результатов в развитии личностных качеств, а скорее наоборот – получишь обратный результат. Преимущество же игры заключается в том, что она достигает своих целей незаметно для воспитуемого, то есть не требует никаких способов насилия над личностью.

«Духовная жизнь ребенка, – писал В. А. Сухомлинский, – полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого он – засушенный цветок». Особо велика роль игры в нравственном воспитании. Она способствует развитию таких качеств личности, как активность, принципиальность, дружелюбие, способность наслаждаться творчеством других. Игра помогает воспитанию нравственных чувств, то есть воспитывает эмоциональное отношение к обществу, к людям, к самому себе. Ведь игра – это творческая деятельность, в которой отражается реальность.

Нужно помнить, что у детей младшего школьного возраста низкий уровень абстрактного мышления, и хотя имеются элементы критического мышления и отношения к себе и товарищам, они часто подменяют одно нравственное понятие другим. Например, принципиальность путают с упрямством, а скромность подменяют понятием тихий, несмелый. А нравственные понятия переходят в убеждения лишь в том случае, если они сливаются с другими сторонами сознания – с чувствами и волей. Нравственные чувства, переживание школьниками того, что ими усваивается, служит стимулом активной деятельности.

Данные игры и творческие задания позволяют решить основную задачу: оказывают помощь в формировании характера ребенка, учат понимать мир и устанавливать гармоничные отношения с другими людьми.

Все задания и игры сгруппированы в 3 блока:

  1. Я познаю себя
  2. Гармония взаимоотношений
  3. Игры библейского направления.

Для каждой игры указаны основные темы, при изучении которых она может использоваться.

Игры первого блока «Я познаю себя» позволяют ребенку присмотреться к себе, открыть себя для себя самого, изучать себя, любить себя; ведь если человек не любит и не уважает себя, он не сможет любить и уважать других.

Еще древние говорили, что для человека нет ничего интереснее, чем сам он. Ребенок с интересом наблюдает за собой: «Как я выгляжу? Чем я уникален? Какие качества характера у меня уже имеются, а что мне еще нужно положить в мой «котелок», чтобы сформировался мой характер, т.е. получилась «вкусная похлебка»?».

В этом помогают игры и задания: «Я счастлив», «Я уникален», «Мои друзья в моем сердце», «Идеальный человек» и т.д. Как важно внушить ребенку, что он кому-то нужен, что он личность, он интересен и любим.

А как научить детей полноценному общению, с чего начать. Помогают в этом игры и творческие задания второго блока «Гармония взаимоотношений». Тайна человеческого общения состоит в том, чтобы догадаться о несказанном, уметь воспринимать услышанное. Способность к «вчувствованию» в другого человека формируется с детства. Как развить эту способность?

Неоценимую роль сыграют в этом такие игры, как «Тайный друг», «Гора добрых дел», «Жизненная ситуация».

А игры библейского направления, позволяют лучше усвоить нравственные заповеди, помогают разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо, учат давать оценку поступкам других людей и своим собственным; наглядно показывают ребенку, что в жизни у человека есть выбор: свет или тень, добро или зло, а плоды человек получает в зависимости от выбора.

Многие игры и задания носят диагностический характер. Они позволяют выявить нравственные качества детей и спланировать работу по развитию положительных черт характера. Например, «Тайный друг», «Место справа от меня свободно», «Как поступить?», «Мой жизненный путь» и многие другие.

Сложность руководства играми заключается в том, что надо, сохраняя игровое настроение, решать задачи урока. А ценность в том, что все эти игры и творческие задания являются эффективным средством формирования нравственных качеств детей.

Данный сборник адресован учителям начальных классов, воспитателям детских садов, тем, кто ведет факультатив по Библии, классным руководителям и, может быть, даже родителям.

Хотелось бы закончить вступительную статью стихотворением Сэлли Фельдман, которая напоминает нам, что какую бы роль мы не играли в жизни ребенка, всем нам необходимо помнить то, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.

Дети, привыкшие к КРИТИКЕ,
Учатся осуждать.
Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто СТЫДИМЫЕ –
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ободряющим словом
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные похвалою,
Умеют видеть хорошее.
А воспитанные справедливостью
Учат детей доверию.
Дети, воспитанные одобрением,
Живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом –
Находят в мире любовь.

Ванькова Наталья

ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Я познаю себя

1. «Моя уникальность».

Дети заполняют карточку, заканчивая предложение. Внизу рисуют себя или приклеивают свою фотографию.
Предлагаемые темы для беседы: Каждый человек уникален, не похож на других, значит каждый человек достоин уважения.

2. «Я счастлив».

Дети рисуют себя или приклеивают фотографию в солнышко.
Тема: Я уважаю и люблю себя, моя семья любит меня, мои друзья хорошо относятся ко мне. Я – счастлив.

3. «Мои друзья в моем сердце».

Дети рисуют своих друзей в сердечке или пишут их имена.
Тема: Самоуважение. У меня хорошие друзья. «Нет друга – ищи, а нашел – береги».

4. «Мое любимое место».

Дети рисуют то место, где они любят находиться.
Тема: Где я бываю? Где я спокоен и счастлив? Где я чувствую себя в безопасности?

5. Дети рисуют портрет своей семьи.

Тема: Моя семья любит меня и заботится обо мне. Чем я могу ответить своим родным? Уважение к семье.

6. «Моя мечта».

Дети рисуют то, о чем они мечтают в облаке или под Новый Год под елочкой.
Тема: «Говорят под Новый Год, что ни пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается».

7. «Что в имени моем».

Ребенок расшифровывает свое имя качествами характера – начальная буква которых – буква имени.
М – милая А – аккуратная Ш – шутливая А – активная
Тема: Мое имя. Почему меня так назвали? Предполагает ли мое имя качества моего характера? Умение найти в себе хорошее.

8. «Идеальный человек» (контур?).

Дети вырисовывают форму яблока и форму человека словами, обозначающими идеальные качества того и другого.
Тема: Представьте себе, что вы получили в подарок яблоко. Закройте глаза и представьте себе, какое оно. Никто не хотел бы получить в подарок плохое яблоко. Человек не идеален, но он стремится к идеалу.

9. «Зеркало уважения».

Дети рисуют себя в зеркале.
Тема: У меня есть чувство собственного достоинства. Я уважаю себя за ... Я проявляю уважение к себе, когда ...

10. «Карман обещаний».

Дети мастерят из бумаги конверт и подписывают «Карман обещаний». Затем на листочках пишут обещания, кладут в карманчики и стараются прилежно исполнять их.
Тема: Мы не всегда довольны собой, но можем многое изменить в своей жизни, если захотим.

11. «Мой жизненный путь»

Дети схематично рисуют свой жизненный путь, используя символы, изображая основные события своей жизни: рождение, детский сад, школа, переезд и т.д.
Тема: Разговор о том, что наш жизненный путь часто зависит от нас и от нашего выбора, хотя все пути начинаются одинаково. Разговор о планах на будущее.

12. Закончи фразу: «У меня все складывалось бы лучше, если ...»

Тема: Испытания и искушения в нашей жизни, как устоять против них.

13. Мини-сочинение «Кто я?»

Тема: Кто я? Зачем я пришел в этот мир?

14. «Загляни в свое будущее»

Дети рисуют блюдечко, по которому катится волшебное яблочко. А на блюдечке они рисуют себя взрослыми.
Тема для беседы: Моя будущая жизнь. Моя профессия. Каким человеком я буду?

15. «Карта сокровищ»

Дети рисуют карту, обозначают место, где зарыт клад, в нем все свои лучшие человеческие качества. К кладу ведут неведомые дорожки с препятствиями.
Тема: Какими лучшими качествами я обладаю. Что мешает им раскрыться?

16. «Один на острове»

Дети рисуют или воображают чудо-остров, на котором есть всё. Остров будет принадлежать ребенку, если он согласен жить на нем без людей. Если ребенок не согласен на такое условие, то он должен объяснить причины отказа.
Тема: Жить среди людей непросто. Но можно ли быть счастливым, не общаясь с людьми?

17. Обведи слова, обозначающие людей, которые любят тебя. Нарисуй их лица.

Тема: Многие люди заботятся о тебе, дарят свою любовь и тепло. Чем ты им отвечаешь? Чем можешь отвечать на любовь и заботу?

18. «Место справа...»

Дети сидят по кругу на стульях. Один стул свободен. Ребенок говорит: «Место справа от меня свободно. Я хочу, чтобы Миша пришел ко мне в виде зайца (волка, лисы, ...)»
Тема: Возможны изменения людей во внешности, а возможны изменения нравственных качеств. Вы можете измениться так, что даже ваши близкие с трудом узнают вас, хотя внешне вы не изменились. Например вы можете стать добрее, аккуратнее, веселее и т.д.

19. «Как поступить?»

Сложная ситуация (ситуацию предлагает учитель). Трое детей участвуют в игре: один дает хороший совет, второй плохой, третий – тот, кто оказался в конфликтной ситуации. Он пытается сделать правильный выбор.
Тема: К кому обратиться за советом, если попал в трудную ситуацию? Какую роль ты сам играешь в этой ситуации?

20. «Что для роста детей нужно?»

Ребята вписывают недостающие буквы.

да (еда)
во- (вода)
бовь (любовь)
кого-то лю- (любить)

Тема: Гармония в обществе достигается, когда люди относятся друг к другу с любовью, заботой, не ожидая ничего взамен.

21. «Воспитай в себе характер – приготовь «вкусную похлебку»

Вот список черт характера, которые нужно закладывать в наш жизненный «чугунок», чтобы получить хорошее варево, сформировался характер. Обведите те черты, которые уже есть в вашем «чугунке», в вашем характере.

Веселость
Мудрость
Мужество
Миролюбие
Щедрость
Уважительность
Заботливость
Милосердие
Терпение
Скромность
Выдержка
Благородство
Смелость 
Доброта
Благодарность
Терпимость
Целеустремленность
Правдивость
Послушание
Верность
Умение прощать
Выносливость
Упорство
Надежность
Ответственность
Умение любить

Тема: Самовоспитание. Честно признайся себе, какого качества тебе не хватает, чтобы сварилась «хорошая похлебка», получился хороший характер.

22. «Я – свет, я - тень»

Дети рисуют двух человечков, одного закрашивают в светло-желтый цвет, а другого – в серый. На светлом фоне дети пишут все свои лучшие качества, а на сером – те, с которыми им побыстрее хотелось бы расстаться. Затем серенький человечек выбрасывается или разрывается, а светлый остается. В классе можно повесить планшет, на нем поместить этих светлых человечков и в течение некоторого времени дописывать свои хорошие качества.
Тема: В каждом человеке есть что-то хорошее и что-то плохое. Всю жизнь человеку приходится заниматься самовоспитанием, ведь если не стремиться к хорошему, плохое притягивается само легко, а избавиться от него очень трудно.

«Гармония взаимоотношений»

23. Мини-сочинение «Мой друг»

Тема: Кого мы называем другом? Что значит быть хорошим другом? Расскажи о своем друге.

24. Закончи фразу.

«Настоящий друг тот, кто ...»
Тема: Кого мы называем другом? Что значит быть хорошим другом? Расскажи о своем друге.

25. «Доброе дерево»

Дети рисуют любое фруктовое дерево, например, яблоню, и каждый плод подписывают так, например: любовь, забота, мир, терпение, радость и т.д.
Тема: В Библии добрый человек сравнивается с добрым деревом, приносящим добрые плоды. Добрые люди дарят другим людям заботу, любовь, мир.

26. «Тайный друг»

Дети пишут на маленьких листочках свое имя. Листочки сворачиваются и кладутся в коробочку, перемешиваются и, затем каждый ребенок достает листок. Человек, имя которого написано на этом листочке – «тайный друг» Можно играть 1 или 3 дня. Тайно дарить маленькие подарки, писать стихи, тайно заботиться об этом человеке. Через 3 дня нужно подвести итог игры. Дети сидят по кругу. Каждый пытается угадать, кто был его тайным другом.
Тема: Делая друг другу приятное, мы делаем свою жизнь ярче и интереснее. Не жди награды за свое хорошее дело, оно прежде всего тебя делает лучше.

27. «Гора добрых дел»

Если ребенок сделал доброе дело, то рисует на альбомном листе или вырезает из бумаги камешек, а если никому не сказал о своем поступке, то рисует 2 камешка. Так постепенно вырастает гора добрых дел.
Тема: Проявить заботу об окружающих можно по-разному: можно словом, а можно и делом. Кто нуждается в вашей помощи? Помогая другим, вы, прежде всего помогаете себе тем, что становитесь лучше.

28. «Следы прощения»

Дети рисуют 3 следа. Учитель спрашивает: «Если мы нуждаемся в прощении, то делаем 3 шага. Какие?»

1. Осознать вину.
2. Попросить прощения.
3. Больше так не поступать.


Тема: Каждый может ошибаться, но не все осознают свои ошибки и не все умеют просить прощения у людей, которых обидели. Признавая свои ошибочные мысли или поступки, мы становимся лучше и освобождаем от страдания других людей.

29. «Копилка слов»

На коробке надпись « Копилка слов «. Вспомните случай, когда вы с кем-то поссорились. Что нужно было сказать, чтобы прекратить ссору?
Тема: Прощение предполагает терпимость к чужим поступкам. Выбирая путь прощения, мы показываем путь другим. Прощая других, мы освобождаемся от чувства обиды, злобы и желания отомстить.

30. «Выбери и отметь»

Поставьте в квадрате галочку, если считаете, что эта черта характера поможет вам простить обиды.

Смелость
Сострадание
Великодушие Любовь
Уважение
Чувство ответственности

Тема: Обладая такими качествами, человек способен выбрать трудный путь прощения.

31. «Распредели слова»

Распределите слова из списка в две колонки так, чтобы слова слева относились к человеку, который не хочет прощать, а справа – описывали человека, готового простить.

Разочарованный
Добрый
Счастливый
Озабоченный
Несчастный
Довольный
Угрюмый 
Веселый
Мрачный
Спокойный
Жизнерадостный
Подавленный
Свободный
Мстительный 
Подозрительный
Сердитый
Дружелюбный
Чуткий
Любящий
Миролюбивый

Тема: Прощая других, мы разрываем порочный круг мщения, приобретая новые лучшие качества своего характера.

32. «Закончи фразу»

Существует много разных возможностей для того, чтобы быть заботливым и любящим.
Закончи фразу:

  1. Я показываю своей маме, что люблю ее, тем, что я ...
  2. Я могу показать папе, что забочусь о нем, когда я ...
  3. Я могу показать, что люблю себя, тем, что ...
  4. Я могу показать моему другу, что люблю его, тем, что ...

Тема: Любим ли мы других людей? Как они об этом узнают? Как заботимся о них?

33. Вычеркните буквы «э» и «ю», и вы прочтете о том, как можно проявить любовь к незнакомым людям.

Тема: Любим ли мы других людей? Как они об этом узнают? Как заботимся о них?

34. «Жизненная ситуация»

Как бы ты поступил в данной ситуации?
Например:

1) Саша обещал другу пойти на рыбалку, а мама попросила Сашу помочь ей с уборкой квартиры. Как поступить?
2) Друзья приглашают Машу посмотреть фильм, который ей запретили смотреть родители. Как быть?

Тема: Все наши мысли и поступки имеют последствия. Постарайся до конца продумать и проследить все последствия вашего выбора.

35. «История моей семьи»

Каждая семья уникальна. Проведи исследование, чтобы узнать ...

1) Откуда родом твоя семья?
2) Кем были по профессии твои предки?
3) Есть ли у вас какие-то семейные традиции, праздники?
4) Напиши коротко о наиболее интересных сведениях из истории семьи.

Тема: Зная историю своей семьи, ты проникаешься к ней уважением. Зная прошлое, легче строить планы на будущее.

36. «Напиши письмо»

Прямо сейчас напиши письмо тому, кто нуждается в утешении и ободрении (Например, бабушке, другу, маме, папе, себе, сказочному герою, ...).
Тема: Умение утешать и ободрять.

37. Изготовление вымпела.

Дети вместе делают вымпел и вывешивают в классе.
Тема: Любовь. Прощение.

38. «Классный справочник»

Альбом. Вверху листа автопортрет, внизу – имя. Что любит ребенок. Телефон.
Тема: Коллектив. Дружба.

39. «Мое и наше»

1. Попросите учеников перечислить те вещи в классной комнате, которые они не имеют права трогать.
2. Попросите перечислить те вещи в классной комнате, которые они могут запретить трогать другим.
3. Попросите перечислить те вещи в классной комнате, которые принадлежат всем и за которые все несут ответственность.

Тема: Как бы вы отнеслись к человеку, который отказывается отвечать за какие-то вещи и предметы в классе, которыми пользуются все, включая его самого?


Игры библейского направления.

40. «Колесо заповедей»

Круг делится на 10 частей. В каждую часть вписывается заповедь. Если сделать большое колесо, то можно провести игру: Колесо прикрепить к доске. Один человек с закрытыми глазами показывает на 1 из заповедей. Открывает глаза и читает ее формулировку. Ребенок рассказывает, что он знает об этой заповеди. Дети затем дополняют.
Тема: У человека есть выбор подчиняться этим законам или нет. Если человек выполняет с 1 по 10 заповеди, значит он верующий. Это не значит, что эти люди лучше или хуже всех остальных. Как вы думаете, какой была бы ваша жизнь, если бы все люди выполняли с 3 по 10 заповеди?

41. «6 дней работай, а 1 – отдыхай»

В понедельник я стирала
А во вторник подметала
В среду я пекла калач
А в четверг искала мяч
Чашки в пятницу помыла
А в субботу торт купила
Всех гостей на воскресенье
Приглашу на день рождения


Тема: Человеку нужен 1 день отдыха в неделю, чтобы набраться сил и вдохновения на следующую рабочую неделю.

42. «Вокруг березки»

Дети встают по кругу, идут по кругу и напевают песенку, выполняя движения:

1. Мы проснемся рано,
Рано-рано утром,
И друг друга за руки возьмем,
И вокруг березки,
И вокруг березки
В хороводе с песенкой пойдем.

2. Рано-рано утром,
Утром в понедельник,
Мы водички в тазики нальем,
И свои рубашки,
И свои рубашки
Чисто-чисто выстираем в нем.

3. А во вторник утром,
Рано-рано утром,
Мы поставим дружно утюжки,
Чистые сорочки,
Чистые сорочки
Выгладим и высушим носки.

4. Рано-рано утром,
Рано утром в среду,
Мы иголки с нитками возьмем,
И на брюках дырки,
И на брюках дырки
Очень аккуратно мы зашьем.

5. Мы в четверг проснемся
Рано-рано утром,
Веники возьмем мы и метлу,
Ни одной соринки,
Ни одной соринки
Не оставим дома на полу.

6. В пятницу пораньше,
Рано-рано утром,
Тряпку и ведро возьмем с водой,
И полы в квартире,
И полы в квартире
Мы до блеска вымоем с тобой.

7. А в субботу утром,
Рано-рано утром,
Мы растопим в доме нашу печь,
Каравай душистый,
Каравай душистый
Мы в печи попробуем испечь.

8. Утром в воскресенье,
Рано в воскресенье,
Не старайтесь даже нас поднять.
Мы 6 дней трудились,
Мы 6 дней трудились.
Дайте хоть 1 денек поспать.

Тема: Человеку нужен 1 день отдыха в неделю, чтобы набраться сил и вдохновения на следующую рабочую неделю.

43. «Один человек упал в колодец»

Пустыня. Старый колодец. Человек не заметил его и упал в колодец. Кто поможет ему?
Дети встают в круг, один сидит в центре круга. Дети: «Один человек упал в колодец. Кто поможет ему?» Ребенок: «Мне помогут (например: Кто получил «5» или кого утром мама поцеловала и т.д.)» Те, к кому относится этот признак, помогают выбраться человеку из колодца.
Тема: Милосердие. Любой человек может нуждаться в помощи так же, как и мы.

44. «Ноев ковчег»

Дети разбиваются попарно и договариваются, звуки каких животных они будут имитировать. Например: 2 котенка, 2 теленка и т.д. затем все разбегаются и произносят звуки. Один ребенок – Ной. Он должен по звукам отыскать пары и отвести их в ковчег.
Тема: Послушание. Хорошо это или плохо?

45. Вычеркните все буквы «ф» и вы узнаете тему урока.

ф ф м ф и л ф о ф с ф е р ф д ф и ф е ф
Тема: Любая.

46. «Лабиринт»

Придумай сам и нарисуй лабиринт к истории «Черепашка идет к ковчегу Ноя», «Помоги человеку дойти до Вавилонской башни», «Помоги блудному сыну вернуться к отцу», «Помоги мудрецам дойти до Иисуса»
Тема: Любая.

47. «Актеры, художники, журналисты»

После чтения или прослушивания библейской истории проводится эта игра. Дети по желанию выбирают, кем они будут. Если они выбрали роль актера – то они делают сценку по данной истории. Художники – рисуют картину. Журналисты берут интервью у героев этой истории.
Тема: Любая.

48. «ТВ - программа «Новости».

Макет телевизора. Один – ведущий программы. Ведется репортаж с места событий.
Тема: Любая.

49. «Лепка»

Говоря о добре и зле и их вечной борьбе, лепим сатану, а затем перелепливаем во что-нибудь доброе (в солнышко, цветок, ангела, сердечко, ...).
Тема: Добро и зло.

50. «Сокровище»

На доску вывешивается карта, нарисованная учителем, соответствующая теме урока. (На ней могут быть нарисованы башни, ворота, стены, маяк и т.д.)
До начала игры учитель на листке название того места, где спрятан клад. Учитель отмечает названные детьми места на карте. После ответов на все вопросы, учитель читает то, что записано на листке. Так обнаруживается настоящее место клада. Можно спрятать какие-то маленькие подарки для детей.
Тема: Эта игра проводится на этапе закрепления по любой теме.

51. «Кто главный герой?»

Подготовить список библейских историй. Попросите детей назвать главного героя той истории, которую они знают.

Например:
1. Потоп (Ной)
2. Переход израильтян через пустыню (Моисей)
3. Нагорная проповедь (Иисус)
4. Построение храма (Соломон)
5. Воскрешение Лазаря (Иисус)
Тема: Повторение библейских героев и их историй.

52. «Какая заповедь?»

Учитель зачитывает список запрещенных действий, прося их определить, из какой заповеди взят запрет.
1. Какая заповедь запрещает обманывать?
2. Ругаться?
3. Не повиноваться родителям?
4. Намеренно причинять боль другому?
5. Сплетничать?
6. Заботиться о вещах больше, чем о ближних?
Тема: Повторение, чего требуют и что запрещают заповеди.

53. «Выбери друга из Библии»

Учитель предлагает список людей из Библии. Дети должны сказать о каждом, выберут ли они его своим другом. Почему? И если нет – то почему?
1. Царь Саул
2. Ной
3. Моисей
4. Пилат 
5. Иуда
6. Фараон
7. Ирод
Тема: Помочь детям понять разницу между хорошими поступками людей и плохими, а также учить выбирать друзей.

54. «Путешествие в Иерусалим»

Дети «приходят» на вокзал и покупают билет. На билете написано название библейского города или места. Все усаживаются в поезд «Курган - Иерусалим» и отправляются в путешествие. Учитель объявляет названия станций. Например: Эдем, Вавилон, Вифлеем, Назарет, Иерихон, Иерусалим. Ребенок, у которого на билете написано название данной станции, рассказывает, что ему о ней известно.
Тема: Помочь детям лучше запомнить библейские географические названия и события, которые там происходили.

55. «Пример для подражания?»

Учитель предлагает список людей из Библии. Надо ли следовать их примеру?
1. Ной
2. Иосиф
3. Иисус
4. Авраам 
5. Соломон
6. Мария
7. Иуда
Тема: Подрастая, ребенку многому нужно научиться в этой жизни. Кому же следует и не следует подражать в своей жизни?

56. «Орешки»

Рождество. Нарядим елочку орешками. На каждом орешке написан вопрос на тему «Рождество» Кто ответит на вопрос – тот съест орешек.
Возможные вопросы:
? Как звали земных родителей Иисуса?
? Кто первым узнал о рождении спасителя?
? Сколько лет назад это произошло?
? Что подарили мудрецы Иисусу?
Тема: Рождество.

57. «Клубок»

Дети встают в круг, берутся за руки, и не расцепляя рук, стараются запутаться. Один ребенок – ведущий. Он старается распутать клубок.
Тема: Грех так запутывает людей, что людям бывает очень трудно избавиться от него. Грех, как снежный ком притягивает других людей.

58. «Образы»

Дети делятся на группы от 5 до 10 человек. Один – капитан. Капитан обводит образ своих детей на листе бумаги фломастером, затем дети из других команд пробуют угадать кому принадлежит каждый образ.
Тема: В «Библии» написано, что человек создан по образу Бога, но не всегда он соответствует этому образу.

Пословицы о людях, их делах и нравственных качествах.

Труд

  • Труд кормит, а лень портит.
  • У ленивой лошади всегда повозка виновата.
  • Какие труды, такие плоды.
  • Сказано – сделано.
  • Земля труд любит, лодырь землю губит.
  • Землю красит солнце, а человека – труд.

Дружба

  • Легко друзей найти, да трудно сохранить.
  • Кто в нраве крут, тот никому не друг.

Родина

  • Везде хорошо, но милее Родины нет.
  • Нет вкусней водицы, чем из родной криницы.
  • Где кто родится, там и пригодится.
  • Своя земля и в горсти мила.

Человек. Сущность. Внешность.

  • Доброе сердце лучше сундука с добром.
  • Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
  • Видна печаль по ленным очам, а кручина по белу лицу.
  • Глаза – зеркало души.
  • Говорят – хорош, а дела ни на грош.
  • Кто силен, тот драчлив не бывает.
  • Кудри завивай, а про дело не забывай.
  • Лицом хорош, да душою не пригож.
  • Личиком беленек, да душой черненек.
  • Мал – да удал.
  • Прямое дерево ветра не боится.
  • Сила хорошо, а ум лучше, а доброе сердце все покрывает.
  • Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
  • Скромность всякому к лицу.
  • Скромность красит человека.
  • Самолюб всякому не люб.
  • Не хвались сам, а жди когда люди похвалят.
  • Алчешь чужого – потеряешь свое.
  • Мудрость не в бороде, а в голове.
  • Праздная молодость – беспутная старость.
  • Детки хороши – отцу – матери венец;
  • худы – отцу – матери конец.
  • На свете все найдешь, кроме отца и матери.
  • Сын мой, а ум у него свой.
  • В мире жить – с миром жить.
  • Дурную славу нажить, как пить попросить, а в хорошие люди попасть, не стожок скласть.
  • Добрая слава дороже богатства.
  • Людей не осуждай, за собой примечай.
  • Не место человека, а человек место красит.
  • Ласковое слово, что вешний день.
  • Живи для людей, поживут люди для тебя.

Список литературы

  1. Крутецкий В.А. Психология. М., 1974.
  2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Я., 1997.
  3. Черноземцев В.А. Энциклопедический сборник «Игры» Ч., 1995.
  4. Программа курса для учащихся школьного возраста «Введение в христианскую этику» Система дополнительного образования. Часть I. Часть II. М., 1995.
  5. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., 1990.
  6. Даль В. Сборник в двух томах. Пословицы русского народа. М., 1984.
  7. Болтон Б. Творческая активность на уроках воскресной школы от 7 до 11 .
  8. Журнал «Начальная школа» №11 1991.
  9. Международная школьная программа. Становление нравственной личности. М., 1996.
Работает на Cornerstone