Рождество – один из самых светлых праздников, который отмечается во многих странах мира. В преддверии праздника мы хотим предложить вам статью, которая рассказывает о том, как познакомить школьников с традицией Адвента, распространенной в среде христиан Католической церкви и некоторых протестантских деноминаций (например, у лютеран). Адвент аналогичен периоду Рождественского поста. Это время ожидания, предшествующее Рождеству. В этот период христиане готовятся к празднику.
Знакомство с традицией Адвента способствует духовно-нравственному воспитанию школьников, овладению духовными ценностями и культурой многонациональной России. Перед проведением проекта рекомендуем ознакомить с материалом родителей учащихся и получить их согласие. Учителю потребуется помощь учащихся и родителей в подготовке к Адвенту.
В рамках проведения мероприятия преподаватель знакомит учащихся с адвент-календарем. Так, ребятам будет интересно узнать историю его появления.
Первый адвент-календарь появился в виде напечатанных картинок в Германии. Автор вынес эту идею из своего детства. Его мама, чтобы скрасить ожидание праздника, каждый день прикрепляла к новой открытке конфету и вручала сыну. Успех же данная задумка приобрела после того, как календарь модифицировали и добавили маленькие дверцы, за которыми и скрывался сюрприз.
Учитель может предоставить детям информацию об атрибутах Адвента, таких как рождественский носок и венок со свечами. Поскольку рождественский носок понадобится при проведении мероприятия, учитель может рассказать ученикам легенду, повествующую о появлении традиции использовать рождественский носок.
В соответствии с легендой в небольшом английском городке проживал вдовец, единственным богатством которого были три его дочери. Мужчина переживал, что из-за бедности он не сможет обеспечить дочерей достойным приданным и их никто не возьмет замуж. В канун Рождества вдовец поделился с другом своими печалями. По счастливому стечению обстоятельств, жалобу мужчины услышал сам Санта-Клаус, который решил помочь обездоленному семейству. Санта-Клаус понимал, что гордость и скромность вдовца не позволят ему взять от него деньги, поэтому он решил презентовать дочерям мужчины золотые монеты в качестве рождественского подарка. Когда наступила ночь, Санта-Клаус, как обычно, спустился по дымоходу в дом вдовца. Однако вместо рождественских украшений и празднично наряженной елки в комнате девушек он увидел только развешенные на камине постиранные носки и чулки. Санта-Клаусу ничего не оставалось, как положить золотые монеты именно туда. Утром, когда девушки проснулись и нашли драгоценные подарки, они поделились столь приятной новостью со своими друзьями и соседями, и постепенно об этой рождественской истории узнало все население городка. С тех самых пор в праздничную ночь люди стали вывешивать рождественские носки на камины.
В начале ноября на родительском собрании классный руководитель рассказывает родителям о том, что такое Адвент и спрашивает разрешения на проведение мероприятия с детьми. Если родители соглашаются, учитель просит родителей дать согласие на использование отрывков из Библии и прочтение рождественской истории.
Учитель готовит сам или обращается к родителям с просьбой сделать адвент-календарь для класса, объяснив, как он будет использоваться. Наиболее привычной формой календаря является коробочка с открывающимися окошечками. Но календарь можно изготовить из чего угодно: из бумаги, картона, ткани, фетра, пуговиц, лент, природных материалов. Могут быть использованы даже детские носочки и варежки, металлические ведерки, небольшие деревянные ящички, прищепки для белья — идей множество, а результат зависит от фантазии учителя. В каждую ячейку календаря учитель заранее помещает задания по числу дней Адвента.
Школьники своими руками готовят и приносят в класс рождественские носки с петелькой. Носки могут быть сшиты, связаны или сделаны из картона. К каждому носку учитель крепит карточку с именем ребенка.
Заранее вместе с родителями продумываются и закупаются подарки, которые учитель будет класть детям в рождественские носки. Это могут быть небольшие сюрпризы в виде конфет, маленьких шоколадок, карандашей, ластиков и других подобных предметов.
Начиная с первого понедельника декабря и до 24 декабря, ребята каждый учебный день на пятнадцать минут собираются в кабинете классного руководителя на большой перемене или в другое заранее оговоренное время, и учитель дает им задание.
Во время встреч учитель читает ребятам короткий святочный рассказ, а дети отвечают на вопрос по этому рассказу. После обсуждения учитель предлагает им заглянуть в рождественские носки, в которые были заранее положены подарки. Если рассказ не очень короткий, то можно разделить прочтение на два дня.
Каждый учитель может придумать свои задания в зависимости от возраста и интересов учащихся. Ниже мы размещаем список святочных рассказов и вопросов для использования во время проведения Адвента, предоставленный нам учителем английского языка Натальей Петровной Грищенко:
1. «Дары волхвов», О. Генри
- объясните, что значит проявлять жертвенную любовь?
- можно ли сказать, что любовь к другому человеку выражается в его готовности отдать последнее? Почему?
2. «Николка», Е. Поселянин
- почему мачеха поступила так с пасынком?
- было ли искренним ее раскаяние?
- почему важно признавать свои плохие поступки?
3. «Рождественская песнь в прозе», Ч. Диккенс
- почему Скрудж из скряги превратился в милосердного благотворителя?
- что значит духовное перерождение человека?
4. «Мальчик у Христа на елке», Ф. Достоевский
- чему учит данный рассказ?
- почему финал истории такой трагичный?
5. «Девочка со спичками», Г.Х. Андерсен
- из чего состояла жизнь девочки?
- в чем заключалось ее «новогоднее счастье»?
6. «Дары младенца Христа», Д. Макдональд
- почему молодая семья переживала нелегкие времена во взаимоотношениях?
- почему одинокой девочке Софи удалось вернуть свет и радость в семью?
7. «Рождественское письмо», И. Ильин
- почему этот рассказ можно назвать гимном любви?
- что такое Рождество на основании данного рассказа?
8. «Серебряная метель», В. Никифоров-Волгин
- какой смысл несет образ серебряной метели?
- что значит фраза в конце рассказа «Христос был хороший человек»?
9. «Святая ночь», С. Лагерлёф
- какова основная мысль рассказа?
- что необходимо сделать человеку, чтобы увидеть что-то хорошее?
10. «Христос в гостях у мужика», Н. Лесков
- как желание мстить, гнев и обида воспринимаются верующим человеком?
- какие вечные темы и проблемы поднимает в рассказе Н. Лесков?
11. «Неразменный рубль», Н. Лесков
- что такое неразменный рубль?
- какова тема рассказа?
- какие проблемы возникают у человека, когда он взрослеет?
- в чем идея рассказа?
- какова роль бабушки?
12. «Под Рождество обидели», Н. Лесков
- какой смысл заключен в названии рассказа?
- зачем художник слова дает подзаголовок к рассказу?
- кто такой «Тот, Который сказал», по-вашему?
13. «Ангелочек», Л. Андреев
- что значит ангелочек для Сашки?
- чем станет для Саши встреча с ангелом: началом или концом чуда?
14. «Без елки», Н. Поздняков
- почему мальчику важна была елка?
- в чем смысл фразы «хорошо и без елки»?
15. «Ванька», А. Чехов
- случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?
- как вы думаете, получит дедушка это письмо Ваньки?
Еще одним вариантом заданий может быть чтение детям одного или нескольких стихов из Писания. После прочтения стиха ребята отвечают на поставленный учителем вопрос.
Можно показать детям картину на рождественскую тему и попросить их описать, что на ней изображено и как они ее понимают.
Более старшим школьникам можно предложить просмотреть в классе небольшие отрывки из фильмов (например, «Божественное Рождество») и ответить на вопросы по отрывку. Старшеклассники могут сами читать рассказы о Рождестве русских или зарубежных авторов и говорить о том, чему их учит рассказ.
В ходе проведения Адвента дети не просто выполняют задания, но осознают, что каждый следующий день на один шаг приближает их к кульминационному событию – Рождеству Христову. К 25 декабря все задания адвент-календаря оказываются выполненными. Учитель читает историю Рождества из Библии, и дети разделяют радость праздника.
Надеемся, что данный материал послужит основой для познавательного и интересного времени общения с вашими учениками. Пусть каждый день, предшествующий Рождеству, будет способствовать укреплению ваших отношений с учащимися, расширению их кругозора и радостному ожиданию праздника!
Благодарим за предоставленные материалы Наталью Петровну Грищенко, учителя английского языка лицея № 9 города Красноярска .