Задачей классного часа «Звуки сердца», разработанного учителем начальных классов и английского языка п. Озерки Алтайского края Оксаной Сергеевной Добреньковой, является развитие в учащихся начальной школы основ самосознания личности и воспитание в них культуры поведения. В увлекательной форме с использованием музыки, поэзии и интерактивных заданий ребята учатся «слушать сердце» другого человека, понимать его чувства, быть чуткими к боли и желаниям других людей. Учащиеся размышляют, какие качества им следует развивать в себе и как они могут проявлять доброе отношение к своим одноклассникам, учителям, друзьям и членам семьи.
Цели:
1. Формирование нравственных убеждений воспитанников.
2. Развитие основ самосознания личности.
3. Воспитание культуры поведения.
Оборудование: аудиокассета с записью «Звуки живой природы», нотный стан на листе ватмана, ноты с названиями понятий «воспитанность», «милосердие», «тактичность», анкета (лист, разделенный на три части), фишки трех цветов из цветной бумаги.
Цель предоставления конспекта занятия: представление эффективных методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников и учащихся средних классов.
Необходимое время – 30-40 минут
Минимальное количество участников – 6 человек, максимальное – 20 человек.
Требования к уровню подготовленности участников – умение читать и писать.
Обоснование
- Цели занятия имеют триединый характер, взаимодополняют друг друга.
- Оригинальная форма проведения занятия. Четко прослеживается его структура, оправдан выбор каждого этапа. Все этапы взаимосвязаны, каждый последующий вытекает из предыдущего.
- Увлекательные задания позволяют организовать учебную деятельность с самого начала урока.
- Чтение стихотворений помогает развитию речи учащихся. Содержание поговорок, выяснение их смысла позволяет проводить воспитательную работу в интересной форме. Эта работа готовит к следующему этапу – постановке темы и целей урока. Содержание всех этих заданий связано с основным этапом.
- Используются здоровьесберегающие технологии – эмоциональный настрой, смена видов деятельности. В классе доброжелательная обстановка, установлена тесная связь «учитель-ученик», «ученик-ученик».
- Яркий наглядный материал, использование раздаточного материала позволяет каждому ученику быть активным участником учебно-воспитательного процесса.
- Выявление и коррекция детской тревожности, детских страхов проходит через переживание внутреннего состояния героя из письма с фронта.
- Рефлексивная деятельность учащихся напрямую связана с содержанием урока, подводит к его логическому завершению.
- Достижения описанной работы – возможность проведения воспитательной работы в духовно-нравственном направлении не только на внеклассных мероприятиях, но и на уроках окружающего мира, биологии, музыки и др.
- Собственные новаторские находки: использование подобных форм проведения урока способствует не только развитию психических процессов, но и формированию и развитию творческих способностей. Такая работа позволяет сохранить на протяжении всего урока достаточно высокий уровень познавательной активности учащихся, уровень учебной мотивации.
«Из всех наук, которые человек должен знать,
главнейшая есть наука о том,
как жить, делая как можно меньше зла
и как можно больше добра.»
Л.Н.Толстой
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
- Психологический настрой на работу.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
- Звучит запись различных звуков природы на аудиокассете.
- Послушайте внимательно запись
- Каким словом можно объединить услышанное вами?
- Какие звуки вы услышали в данном отрывке? Можно ли по звуку определить объект его издающий? Каким образом? (размышляют дети).
- Только ли животные способны издавать звуки?
- По каким звукам можно определить присутствие человека? (голос, дыхание, шаги, хлопки и т. д.).
Внутри человеческого организма есть орган, непрерывно издающий звуки на протяжении всей его жизни, начиная от рождения и заканчивая последней минутой жизни. Вы уже догадались, о каком органе идет речь? (сердце).
Чтобы убедиться в этом, положите ладонь в область левой части грудной клетки и прислушайтесь. Что вы слышите? (непрерывный стук).
Ученые подсчитали, что в зависимости от возраста сердечный ритм изменяется. Ритм можно определить при помощи пульса. В вашем возрасте пульс составляет 70-80 ударов в минуту. С возрастом число ударов сокращается. Как вы думаете, эмоциональное состояние человека может влиять на его сердцебиение? В каких случаях?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сегодня мы поговорим с вами о звуках человеческого сердца. Скажите, что значит услышать сердце человека? Вспомните наш разговор о прямом и переносном значении выражения.
Услышать стук сердца.
Услышать, понять мысли человека, то, что он чувствует, переживает, понять его радость, боль, прикоснуться к человеческим чувствам.
- Как вы думаете, что сделать легче? Конечно, легче всего послушать биение сердца и гораздо труднее понять мысли человека, прикоснуться к его чувствам. Но мы с вами не ищем легкого пути, а на занятии попробуем заглянуть во внутренний мир человека и услышать звуки, живущие там.
- Перед вами отрезок, который в музыке называют нотный стан. Но это не музыкальный, а человеческий стан, и в процессе нашего занятия мы вместе наполним его нотами – звуками человеческого сердца. Я предлагаю начать. (На спинках стульев у некоторых детей заранее прикреплены нотки).
- Я попрошу человека – обладателя зеленой нотки подойти и разместить ее на нотном стане.
1. Это нотка воспитанности.
- Какого человека называют воспитанным? (заботливый, отзывчивый, вежливый, внимательный). Я знаю, что Оля приготовила для вас стихотворение. Давайте послушаем Олю, а, слушая, определим, что должен уметь воспитанный человек. (Чтение стихотворения).
Стихотворения о воспитанности:
Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь,
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
На уроках с другом ты болтать не будешь,
И сказать «спасибо» ты не позабудешь.
В комнате порядок наведешь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь,
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Доброе услышать каждый будет рад!
Воспитанный ребенок – это просто клад!
- Так какого человека называют воспитанным?
- Хотите проверить уровень своей воспитанности? Тогда вместе решите такую ситуацию. (Вызываю двух ребят).
- «Ты закончила четверть на «4» и «5». На праздничном шоу, посвященном окончанию учебной четверти, тебя поблагодарили за успешное окончание четверти и подарили великолепный фотоальбом. Когда ты вошла в группу и хотела показать альбом подруге, кто-то из ребят выхватил его из твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Условие: альбом надо получить мирным путем.»
- К сожалению, есть люди, предпочитающие все вопросы решать кулаками. Специально для этих людей вот эта цитата «Мое тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию». (Обсуждаем)
- Подумайте над этим высказыванием и время от времени обращайтесь к нему.
- Я предлагаю вам оценить себя по цветовой системе. Если вы считаете себя воспитанным человеком, то в левом столбике поместите красную фишку, если вы редко бываете воспитанным, – используйте фишку коричневого цвета; нейтральный вариант – фишка зеленого цвета. (Шкала оценок расположена на стенде).
2. Попрошу выйти ко мне человека – обладателя красной нотки. (Крепит ноту на стане).
- Бесспорно, ни один из вас не любит, когда с ним обращаются грубо, тем более, если это причиняет физическую боль. Зато так приятно ощутить легкое, нежное прикосновение, правда? Попробуйте легко прикоснуться друг к другу. Ваше действие на греческом языке означает «такт» – легкое прикосновение. Говорят, один человек тактичный, а другой бестактный. Что это означает? Давайте разбираться вместе. (Ребенок читает заранее выписанное из толкового словаря определение слова «тактичность»).
- Более подробно узнать, кто же такой тактичный человек, вы сможете при помощи ноток – подсказок. Кто уже увидел их в группе? (Прикреплены на информационной доске). Дети по очереди берут нотки, зачитывают характеристику тактичного человека, объясняют, размещают на нотном стане.
- Итогом обсуждения является оценка уровня тактичности детьми при помощи цветового теста.
3. У вас еще остались нотки? Тогда давайте обсудим последнюю из них – это нотки милосердия.
- Что такое милосердие?
- Как образовалось это слово?
- Что значит милое сердце?
- В годы войны медицинских сестер называли сестрами милосердия. Как вы думаете, почему? Совершенно, верно. Если врач оказывал физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим и душевным, вселяя веру в выздоровление, давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем – добрым, жалостливым, чутким.
- До наших дней дошло и не потеряло смысл письмо-воспоминание маленькой девочки, которая потом стала сестрой милосердия. А написала она это письмо по окончании Великой Отечественной войны. (Зачитываю текст письма).
Письмо – воспоминание:
«1945 год. Под окнами дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывавших его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтем хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тетю русским словом «спасибо». Мне было тогда восемь лет: «Как, ты все забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемета, как бомбили, как умирали наши родные?», а тетя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные». Это был первый в моей жизни урок милосердия.
- Вы в этом случае на чьей стороне: тети или девочки?
- Быть злым легко, легко ответить на хамство, на подлость подлостью. Как ты ко мне, так и я к тебе, – так рассуждают многие. Злому не страшны жестокость, бездушие, хамство: он сам такой. Но прежде, чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что их сделало дурными. Чем можно вылечить таких людей? (добротой, душевностью, сердечностью).
- Считаете ли вы себя способными к сочувствию, состраданию? Оцените свою позицию.
Ребёнок:
«Давайте все возьмёмся за руки
И будем дружбой дорожить
Под флагом разноцветной радуги
Должна планета наша жить».
Ребёнок:
«Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны».
Ребёнок:
«Помогайте друг другу всегда,
Подставляйте товарищам плечи,
Чтоб жилось человечеству легче,
Помогайте друг другу всегда!»
Ребёнок:
«Не жалейте ни сил, ни труда,
И не ждите тревожного зова,
Помогайте и делом, и словом,
Помогайте друг другу всегда!»
Ребёнок:
«Я прошу вас, люди, ради Бога,
Не теряйте доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей».
РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПАУЗА
Сядьте удобно и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что вы очутились на цветущей полянке недалеко от озера. Вы сидите на мягкой зеленой травке. Вас окружает летнее многоцветие: белые душистые ромашки, голубые нежные незабудки, цветущие ярко-желтые лютики.
Проведите рукой по траве. Чувствуете, какая она мягкая? А сколько на поляне разноцветных бабочек! Желтые, ярко-красные и нежно-зеленые, они порхают от цветка к цветку и радуют глаз.
Перед вами нежно-голубое озеро. Свет от солнечных лучей переливается искрящимися бликами на воде. Вам хорошо. Вы легки и спокойны. Вдохните поглубже этот свежий воздух. Вы вобрали в себя все тепло этой чудной поляны.
Представьте себе, что перед вами стоят два огромных дерева. На поляне они смотрятся настоящими великанами. Одно из них оранжевое, а другое зеленое. А почему, мы разберемся, когда вы откроете глаза.
Ребята, эти два дерева символизируют нас людей: «зелёное» – привычное человеческому глазу, к нему люди часто приходят, срывают и питаются вкусными плодами, благодарят, наслаждаясь красотой, а «оранжевое» – непривычное для людей, некоторые из них бояться даже прикоснуться к этому дереву, опасаясь быть обожжёнными...»
Ребята! Подумайте, пожалуйста, с каким из этих деревьев вы сравнивание себя, своих родных, друзей! (Ответы дети могут и не озвучивать, либо только по желанию)
«Но, несмотря на то, что эти деревья выглядят так по-разному, они оба по-своему ценны, красивы, полны тайн... У каждого из них густая крона, в ветвях которых могут укрыться от дождя и ненастья не только люди, но и птицы и животные. Недаром их назвали настоящими великанами. Каждое из них особенное! А главное, оба этих дерева вобрали в себя все тепло этой чудной поляны, на которой мы сегодня с вами побывали!!!»
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Письмо:
И так хочется иногда заглянуть внутрь себя, понять, что, если даже меня называют самым плохим человеком, во мне есть что-то светлое и чистое, что так хочется достать наружу и показать другим. Взять и доказать, что не гиблый я человек, просто я иногда прячу от других все хорошее, что есть во мне. Я верю, очень верю, что когда-нибудь я сумею побороть все злое и сделаю в жизни правильный выбор.
Подводя итог нашим размышлениям, мне хотелось бы взглянуть на шкалу оценок. То, что на ваших листах преобладает зеленый, коричневый цвета говорит о том, что вы задумываетесь над собой, видите свои недостатки, а значит, способны к исправлению. Я надеюсь, что это так.
Посмотрите, как красиво выглядит наш нотный стан. На нем живут только добрые звуки – звуки человеческого сердца. Мы и дальше будем говорить о них, будем учиться быть воспитанными, тактичными, милосердными, учиться понимать и исправлять свои недостатки.
- Что нового вы узнали в ходе беседы?
- Чему хотели бы научиться?
- Как ты поработал на занятии? (индивидуально)
(Возможна оценка работы на занятии при помощи цветных фишек).
Автор:
Добренькова Оксана Сергеевна, учитель начальных классов и учитель английского языка., п.Озерки Алтайского края. Победитель федерального конкурса учителей России на получение Президентского гранта в рамках национального проекта «Образование» 2017 г.