Классные часы

Рождество глазами художников

В сентябре 2022 года в российских школах стартовал цикл классных часов «Разговоры о важном». В соответствии с содержанием проекта одной из тем занятий, предлагаемых классным руководителям в январе, является тема Рождества.  Известно множество форм проведения классных часов и внеурочных мероприятий, посвященных Рождеству. Среди них музыкальные вечера и картинные галереи, мастер-классы и путешествия, калейдоскоп и телепередачи, утренники и викторины, конкурсы и аукционы и многое другое. Педагоги Хабаровской краевой общественной организации «Моя школа» представили нашему вниманию еще одну форму проведения классного часа, посвященного Рождеству. Они предлагают учителю организовать для своих учеников прогулку по Рождественскому вернисажу. Данная форма привлекательна, потому что на вернисаже, как и на выставке, можно увидеть всю экспозицию, насладиться искусством, посмотреть на друзей и родных авторов картин. Но, в отличие от официальных выставок, на вернисажах царит более неформальная обстановка, люди общаются, советуются, высказывают своё мнение, и, что самое главное, становятся ближе друг другу. Такая форма занятия позволяет не только познакомить учеников с полотнами известных художников и рассказать о Рождестве, но и стать активными участниками прогулки по Рождественской галерее, обсуждать увиденное и делиться своими впечатлениями. 

Цель данного классного часа – реконструировать события Рождества с помощью произведений русских и зарубежных живописцев. 

Задачи занятия  – познакомить учащихся с полотнами знаменитых живописцев, писавших на тему Рождества, конкретизировать их представления о празднике Рождества, показать его значимость для людей разных времён и народов, сформировать ощущение сопричастности к событиям истории.

На занятии учителю предлагается использовать следующие ресурсы: репродукции известных художников или презентацию с фотографиями картин, посвященных теме Рождества. Также учитель может использовать интернет ресурс https://learningapps.org/, который позволяет составлять задания и кроссворды для закрепления полученных учениками знаний. Ниже мы приведем пример использования данного ресурса во время занятия.

 

В начале классного часа учитель, выступающий в роли экскурсовода, рассказывает ребятам о том, что праздник Рождества Христова испокон веков был источником вдохновения для художников, поэтов и писателей. Картины являют нашим глазам уникальный и неповторимый мир евангельских событий. История Рождества, описанная в Священном Писании, буквально оживает на этих полотнах. При этом важно, что каждый художник видит эту историю немного по-своему. 

Итак, учитель приглашает участников пройти в первый зал. В этом зале он рассказывает ребятам о событиях, предшествующих Рождеству. Речь идет об архангеле Гаврииле, который явился Марии, чтобы возвестить ей благую весть. Хабаровские педагоги повествуют об этом событии на примере полотна Александра Иванова «Благовещение», картины Симоне Мартине «Благовещенье», а также миниатюры из рукописи Иакова Коккиновафского «Благовещение у колодца».  

Симоне Мартине «Благовещенье»
Симоне Мартине «Благовещенье»

Вы можете выбрать любые полотна, которые освещают данную тему. Учитель-экскурсовод указывает на детали полотен, которые передают значимость данного события. Представляя классу полотно Симоне Мартине, учитель обращает внимание ребят на игру света, которую передает художник, на реакцию Марии в момент, когда архангел приносит ей благую весть, на такие детали как цветы, книги и другие предметы, каждый из которых несет в себе определенный смысл. 

Завершив обзор «первого зала», учитель задает ребятам вопрос, что может являться благой вестью для их родных или друзей. Детям можно предложить записать эту весть на заранее приготовленные открытки или в свои блокноты. Чаще всего человек может сказать, чего ждёт он сам. Но бывает полезно, чтобы ребенок задумался, какой благой вести ждет другой человек, например, его сосед по парте? Пусть каждый ребенок подумает, какая новость могла бы обрадовать его друга, родственника, брата или сестру?

Следующее историческое событие, предшествующее рождению Христа, с которым учитель знакомит учащихся – это перепись населения, которую проводила Римская администрация в период, когда Мария готовилась к рождению младенца. Учитель объясняет, почему незадолго до рождения Христа Иосиф и Мария были вынуждены уйти из родного города Назарета и направиться в Вифлеем. Можно предложить ученикам остановиться у знаменитого произведения Питера Брейгеля «Перепись в Вифлееме». 

Картинка
Питер Брейгель «Перепись в Вифлееме»

Стоит отметить, что несмотря на то, что события Рождества происходили в Иудее, художник показал жизнь и быт нидерландского народа. Эта картина – яркий пример того, как старые мастера нередко переплетали историю Рождества с реальностью своего времени. Как будто они хотели показать, что родившийся в далёком Вифлееме младенец близок каждому народу, независимо от времени и национальности. 

И, наконец, учитель подводит ребят к основному событию – непосредственно рождению Иисуса. Для того, чтобы у ребят сформировался яркий образ этого события, хабаровские учителя предлагают использовать полотно Владимира Боровиковского «Рождество Христово». Картина завораживает изысканностью цветовой гаммы, построенной на голубых, розовых и жёлтых светящихся тонах. Именно этот свет в темноте создает ощущение необычности происходящего, Рождественского чуда. К теме Рождества обращались многие знаменитые художники мира. Для дальнейшего обзора можно предложить ребятам рассмотреть полотно «Рождество Христово» Ильи Репина или одноименную картину князя Григория Гагарина.

​  Илья Репин «Рождество Христово»   ​
Илья Репин «Рождество Христово»   ​

Имеет смысл обратить внимание детей на то, как каждый художник преломляет рождественские события через свое восприятие мира. Так Илья Репин обращает наше внимание на место, где происходит рождение Христа, на простоту помещения, а также на Вифлеемскую звезду, которая видна из окна и возвещает миру о рождении Спасителя. 

Закончив просмотр еще двух экспозиций, учитель предлагает учащимся сделать небольшую паузу и ещё раз напомнить себе и окружающим некоторые моменты рождественской истории.

На этом этапе можно использовать ресурс https://learningapps.org. С его помощью можно подготовить задания или кроссворды для закрепления материала. Мы приводим для вас пример кроссворда, который составили наши хабаровские коллеги.

Картинка

После небольшого игрового перерыва учитель предлагает ребятам посетить еще одну экспозицию. Следующая серия картин посвящена библейскому сюжету о пастухах, которые узнают о рождении Христа. Педагогам предлагается использовать картину Петра Петровского «Явление ангела пастухам». Это грандиозное полотно, выполненное по всем строгим канонам академической живописи.

Петр Петровский «Явление ангела пастухам»
Петр Петровский «Явление ангела пастухам»

Явившийся пастухам ангел указывает на звезду, появившуюся в небе в знак величайшего события. Свет, исходящий от Ангела в темноте, высвечивает в ночи фигуры трех пастухов. Многие считают, что пастухи удостоились такой чести, потому что были просты и незлобивы, как и многие другие библейские персонажи.  За эту картину молодой художник, ученик Карла Брюллова, в 1839 году получил первую большую золотую медаль.

Далее учитель направляет внимание учеников к картине Клавдия Лебедева «Ангельское славословие в момент рождения Спасителя». Перед ребятами рисуется образ пастухов, которые увидели множество ангелов, прославляющих Бога. Ангелы пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Все людские сердца распахнулись навстречу этой песне.

В этот момент полезно указать ребятам на связь событий, произошедших более 2000 лет назад, и современности и напомнить о том, что каждый год в Рождество люди любуются рождественской звездой и будто бы слышат удивительную ангельскую музыку, в которой «и орган, и трубы, и флейты, и скрипки, и серебряные колокольчики». Эта музыка Рождества словно звучит в сердцах и душах всех людей.

В рамках этой же экспозиции можно познакомить ребят с полотном Василия Шебуева «Рождество Христово» (Поклонение пастухов), а также работой Жоржа де Латура «Поклонение пастухов». Учитель рассказывает ребятам о дарах, которые принесли в семью Спасителя пастухи, отмечая, что полной информацией о том, какие это были дары, мы не обладаем. Но в любом случае подарки делать приятно.

В этот момент учитель показывает ребятам образец подарка, который они могут смастерить прямо во время классного часа. Вы можете предложить ребятам сделать рождественскую звезду, ангела или любую другу поделку, которую они смогут подарить друзьям и родным.

Следующий зал, куда учитель приглашает ребят, посвящен теме волхвов. Представленные в этом зале полотна «Путешествие волхвов» Стефано ди Джованни Сассетта, «Поклонение волхвов» Петера Пауля Рубенса, «Поклонение волхвов» Клавдия Лебедева и князя Григория Гагарина помогут ребятам разобраться, почему теме поклонения волхвов в Библейском сюжете отведено столь важное место, ведь сами волхвы не были иудеями. Учитель помогает детям задуматься, почему и для волхвов Рождение Спасителя стало великим праздником.

Петер Пауль Рубенс «Поклонение волхвов»
Петер Пауль Рубенс «Поклонение волхвов» 

Изучая полотна, посвященные этим темам, ребята познакомятся с еще одним библейским персонажем – Иродом, который искал погибели младенца Иисуса, и попытаются понять, почему он столь страстно желал его смерти. 

Можно завершить прогулку по вернисажу информацией о том, что достоверно нам неизвестно, когда начали ежегодно праздновать Рождество, но уже с IV века его дата (разнящаяся в западном и восточном церковных календарях) остается неизменной, а сложенное тогда Григорием Богословом праздничное слово до сих пор ежегодно звучит в рождественскую ночь в храмах: «Христос рождается – славьте!».

В конце классного часа учитель предлагает ребятам проверить себя – насколько хорошо они запомнили события Рождества. Для этого можно вновь обратиться к ресурсу https://learningapps.org и подготовить любые задания. Вы можете использовать задание, которое подготовили наши хабаровские коллеги.

Прощаясь, учитель благодарит ребят за участие в Рождественском вернисаже и желает им счастливого Рождества. 

Мы верим, что благодаря классному часу, посвященному Рождеству, у многих школьников будет возможность узнать об истинном смысле Рождества, а также прочувствовать атмосферу и глубину этого праздника. Приобщение к миру изобразительного искусства позволит расширить кругозор ребят и будет содействовать развитию эстетического вкуса. Мы надеемся, что данный материал будет интересен и полезен вам и вашим ученикам. Если вы хотите получить презентацию с подробными комментариями для проведения классного часа «Рождественский вернисаж», которую подготовили и любезно согласить предоставить хабаровские коллеги, напишите нам, и мы обязательно свяжемся с вами. 


Статья подготовлена по материалам классного часа педагогов Хабаровской краевой общественной организации «Моя школа»: Худорожковой А.Г., завуч, Алексаниной Т.С., учитель начальных классов, Бабахиной Н.Г., учитель математики, Юн А.П., учитель музыки. 
 

Работает на Cornerstone