Тимофеева Л.И.
Классный руководитель СОШ № 19
г. Майкоп
Цель: привлечение внимания учащихся к проблеме табакокурения.
Задачи: научно-аргументированно показать пагубное воздействие табакокурения на организм человека; сформулировать негативное отношение к табакокурению и повысить интерес к здоровому образу жизни.
Форма: суд над сигаретой (ролевая познавательная игра)
Оформление класса:
- Плакат: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О. Де Бальзак)
- Муляж легких, сердца, головного мозга, рентгеновский снимок легких.
- Рисунки – карикатуры о вреде курения
- Результаты анкеты на доске о курении.
Реквизит:
- Маски медведя, лисы, дятла, волка, домик.
- Шапка судьи, парик судьи.
- Деревянное долото.
Анкета (проводится перед классным часом), результат оформляется на доске.
Примерные вопросы анкеты:
1. Пробовали ли вы курить?
2. Если «да», то в каком возрасте?
3. Первую сигарету выкурили:
а) один;
б) с другом;
в) в компании.
4. Курю для того, чтобы:
а) считать себя взрослым;
б) за компанию;
в) ради интереса.
5. Какова реакция родителей на то, что вы курите:
а) ругают;
б) убеждают бросить;
в) безразличны.
Ход мероприятия
Вступительное слово: Здравствуйте, ребята. Вам не раз говорили уже о злейшем враге человечества – никотине и о вреде курения. Сегодня нам предстоит трудный разговор об этой теме. Мы поговорим об этой несерьезной забаве, узнаем из истории табака, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка.
Проведем с вами суд над сигаретой.
Судья! Займите свое место.
Итак, внимание: «суд идет!»
Судья: «Начинаем наше судебное заседание. Ввести подсудимую»
(Входит сигарета)
Судья: У нас присутствуют
* со стороны защиты:
Табак – рода многолетних трав из семейства пасленовых.
* со стороны обвинителя:
– историки
– медики
– биологи
– филологи
– математики
– химики
– корреспондент
Для начала обратимся для разъяснения к знатокам русского языка.
Филолог: Владимир Иванович Даль русский лексикограф, пишет: «Табак – растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье». Далее: «Табачник – торгующий табаком. Встарь на Москве табачникам носы резали».
Судья: Не понятно, что Владимир Иванович Даль имел в виду. Для разъяснения – слово историкам.
Историк I: История приобщения европейце в курению началась так. Действительно, табак родом из Америки. 12 октября 1942 года Христофор Колумб причалил к неизвестному острову, жители которого поднесли гостям сушеные на солнце листья, свернутые в трубочку. Они курили это растение «петум» – так они его называли.
Историк II: После второго похода Колумба, семена табака были занесены в Испанию, а оттуда во все уголки Земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака – привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку. В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2 раз – резали носы, уши, ссылали в дальние города.
Судья: Понятно, что имел в виду В.И. Даль за что табачникам носы резали. Слово защите.
Табак: А вот Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению – это способствовало принципам западной цивилизации. Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество.
Судья: Слово медикам.
Медик I: Что касается Петра I. Славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных легких умер до срока.
Медик II: Курение табака, а также применение его в качестве лекарства (в виде настойки, капель, пилюль, экстрактов) часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставило правительство вести борьбу с курением.
Историк I: (перебивая) Я добавлю, ваше высочество судья. В Англии по указанию Елизаветы I (1585г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с веревкой на шее.
Судья: Прошу соблюдать порядок, очередность выступлений. Слово математикам.
Математик I: Подсчитано, что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака. Если я не курю, то тот кто рядом выкуривает 3,1 кг; а если и он не курит, то тот, следующий выкуривает 4,5 кг, а то и 6 кг табака.
Математик II: Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. 13 секунд (звук метронома). За год – это 2,5 млн. человек. Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономические цифры. Общая масса окурков – 2 520 000 тонн.
Судья: Да! Страшные цифры услышали мы от математиков. Настало время свидетельский показаний. Слово лесным жителям.
(Сказка в сокращении)
Рассказчик: Решил мишка бросить курить. Закинул в лесу за кусты трубку свою, кисет с табаком и самодельную зажигалку: «Я – медведь их нашел. С того все и началось».
Стал медведь трубку курить. И так он к ней привык, что когда табак весь в кисете вышел, медведь стал в лесу сухой лист собирать, и трубку им набивать обо всем медведь забыл – набьет трубку, закурит, да и валяется на травке. Все бы ничего, да стал медведь прихварывать. Шел как-то он опушкой, встретил лису, увидала лиса медведя, так и ахнула.
Лиса: Миша! Друг мой! Ты ли это?!
Не виделись мы все лето.
Как ты бедный похудел.
Будто целый год не ел.
Что с тобою, ты больной?
Медведь (истощенно): Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то!
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться
Да не сплю, никак не спится.
Кашель душит по утрам
Дурнота по вечерам.
Колет в сердце, в лапах дрожь.
Лиса (добро): Что ж ты к дятлу не пойдешь?
К дятлу надо б обратиться.
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему
Не ленись, сходи к нему.
Рассказчик: Вот прошла неделька, прошла другая. Стало медведю хуже. Шел он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел волк медведя, так и присел на задние лапы.
Волк (удивленно): Слушай Миша – Михаил!
Что ты делал, как ты жил?
Провалилися бока –
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?
Медведь: Да хвораю.
Волк: Что с тобой?
Медведь: Силы нету той.
Нездоровится мне что-то
Лезет шерсть, в костях ломота
Ничего почти не ем –
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться;
Да не сплю, никак не спиться.
Душит кашель по утрам
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь...
Пропадаю ...
Волк : Пропадешь, если к дятлу не пойдешь!
Надо к дятлу обратиться
Он у нас такая птица!
Разберется, даст совет
Да, так да, а нет, так нет.
Медведь: Завтра я к нему пойду.
Волк: А найдешь его?
Медведь: Найду.
Рассказчик: Разыскал медведь дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошел медведь к сосне, голову задрал кверху:
Медведь: Дятел, дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук.
Дятел: Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
Медведь: Видно нет.
Нездоровится мне что-то
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться;
Да не сплю, никак не спиться.
Душит кашель по утрам
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь...
Дятел: Верно, куришь или пьешь?
Медведь: Да, курю, откуда знаешь?
Дятел: Больно дымом ты воняешь
Ну-ка сядь под этот сук
Дай-ка спину тук, тук, тук!
Да-с. Выстукивать не просто
Медведей такого роста.
Не дышать и не сопеть
Ты больной, хоть и медведь.
Ну с ... мне все как будто ясно.
Медведь: Не смертельно ли опасно?
Дятел: Накопилась в легких копоть –
От курения вся беда
Ты Топтыгин хочешь топать?
Брось куренье, навсегда!
Медведь: Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не смогу! Не брошу! Жалко!
Дятел: Выполняй ты мой совет!
А не то в берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Судья: Есть ли что табаку сказать в защиту?
Табак: Нет.
Судья: Слово для обвинения табакокурения медикам. Ведь именно они назвали курение – чумой XX века.
Медик II: Курение или здоровье – выбирайте сами. Появился термин: «болезни, связанные с курением». Вот снимок легких. Легко увидеть здесь затемнение. Это злостный курильщик. Природу затемнения придется определять медикам. Это может быть туберкулез или рак.
Медик III: Бедные легкие (в руках держит муляж легких). Это пористый орган. В течение года у курильщика в легких накапливается около 1 кг табачного дегтя. В медицины известен случай. Когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень, оказалось, что в легких скопилось около 1,5 кг угля. Курил этот человек около 25 лет и умер от рака легких.
Медик IV: Курение повышает риск инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы, гангрена конечностей. Легкие были пепельно-серого цвета, местами обугленные. Когда кроликам стали втирать в уши экстракт, приготовленный из кусочков ткани легких заядлого курильщика, у них вскоре появились раковые изменения. Видим пагубное влияние никотина на организм в целом. Изменения не только внутри. Бледность, тусклый взгляд, желтый цвет зубов - все это выдает курильщика.
Судья: Вот результаты анкеты (анализ результатов) Почему курят? Это так вредно. У защиты есть желание взять слово.
Табак: Да. Если все так плохо, то как же опровергнуть поговорку «Капля никотина убивает лошадь». А люди курят и их не убивает никотин.
Судья: Кто возьмет слово. Биологи – говорите.
Биолог I: Уточню. Одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей, до полутонны каждая. А как же человек? В каждой отдельной сигарете никотина не смертельная доза, но если одновременно выкурить 100 сигарет – смертельный исход неизбежен.
Биолог II: В нашей лаборатории проводился опыт с мышами. Поместили мышей в банки и периодически заполняли их дымом. У 90% мышей развился рак.
Судья: Чем же тогда пагубна сигарета? Состав химический интересен. Слово в обвинении химикам.
Химики: В табачном дыме около 30 вредных веществ: аммиак, оксид углерода, канцерогенные углеводороды (рак), радиоактивный элемент полоний 20, табачный деготь, мышьяк, калий. Фильтры не помогают (лишь на 20% задерживают вещества).
Судья: Последнее слово подсудимой.
Сигарета: Я признаю свою вину полностью. Раскаиваюсь. Последние слова я хочу обратить к подросткам. Из этого суда сделайте вывод – курить – здоровью вредить. И сколько бы вам не было лет 13 – 30 – 60 сигарету не брать. Помогите другу, отцу, деду бросить курить и не дайте себе пойти на поводу компании, в которой курить престижно. Занимайтесь спортом и будьте здоровы. Простите меня те, кто хоть раз дотронулся до меня. Я знаю, есть такие. Я понесу заслуженное наказание. У меня все.
Судья: Суд удаляется для выяснения приговора.
Корреспондент (заслушав обвинение, защиту): Я – корреспондент местной газеты. Мы объявили конкурс на лучшего знатока о вреде курения. Для этого позвольте у вас взять интервью.
Итак:
1. Какой вред здоровью может принести сигарета?
2. Какие вредные вещества в сигарете?
3. Помогают ли фильтры избежать вредных воздействий?
4. Как вы поясните поговорку «Капля никотина убивает лошадь!».
5. Как ведется борьба с курением в других странах? У нас в стране? В школе?
Борьба с курением
Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате.
Дания – запрещено курить в общественных местах.
Сингапур – курение – 500 долларов штраф. Нет рекламы на табачные изделия.
Финляндия – врачи установили 1 день – 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет.
Япония г. Ваки – решение: 3 дня в месяц без курения.
Франция – После антитабачной кампании число курильщиков сократилось более, чем на 2 млн. человек.
Судья: Согласно вышеизложенному, учитывая особо тяжкие последствия курения, суд решил: активно вести антиникотиновую пропаганду среди друзей, никогда не прикасаться к сигарете и вести здоровый образ жизни.
Ну вот наше мероприятие подошло к завершению. Напоследок я хотела бы сказать, бросайте курить, не курите и даже не пытайтесь это делать. Человек – разумной существо и не должно вредить самому себе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. ВШ 4-89 Углов Ф. «Открытое письмо курящей девушке» с. 98
2. Ягодинский В.Н. «Школьнику о вреде курения, алкоголя». М., П., 1986 г.
3. ВШ 3-98 Амосов Н. «Здоровый образ жизни», с. 73
4. ВШ 5-90 Бойко А. «Как избавиться от курения», с. 72
5. Лисицын Ю.П. «Когда привычка приводит к болезни. Факультет здоровья.» 10-86 г.
6. Шицкова А.П. «Здоровье здоровых» (Факультет здоровье, №3-87г) с. 44
Самоанализ внеклассного мероприятия воспитательного характера на тему:
«О вреде курения».
Тема мероприятия была выбрана в связи с актуальностью проблемы и с соответствующими возрастными особенностями учеников класса.
При подготовке данного мероприятия были задействованы все ученики класса. За несколько дней класс был предупрежден о проведении мероприятия. Ученикам было дано задание выучить ролевые слова, подготовить плакаты.
Для проведения мероприятия я подготовила наглядные пособия, приготовила аудиторию.
Поставленная цель была достигнута путем решения задач.
Было научно-аргументировано показано детям пагубное воздействие табакокурения на организм человека, что позволило сформулировать негативное отношение к табакокурению и повысить у них мотивацию вести здоровый образ жизни. Для этого использовались следующие методы: метод беседы, наглядности и высказывания.
Участники с большим интересом следили за ходом мероприятия и активно в нем участвовали.
Методика проведения мероприятия соответствовала всем принципам воспитания, воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям детей, их уровню развития и требованиям, предъявляемым к методике проведения данной формы мероприятия. Мероприятие способствовало сплочению коллектива, формированию общественного мнения в коллективе.
На мой взгляд, явных методических ошибок при подготовке и проведении мероприятия не было. Мероприятие прошло успешно, понравилось учащимся и позволило им узнать много нового и интересного.