Главная»Библиотека»Великие педагоги»Амонашвили Шалва»Воплощение идей гуманной педагогики в педагогической деятельности Шалвы Амонашвили
Амонашвили Шалва

Воплощение идей гуманной педагогики в педагогической деятельности Шалвы Амонашвили

Данный раздел сайта посвящен великим педагогам, жизнь, труд и философия которых способствовали развитию прогрессивных систем обучения и воспитания детей и молодежи. В трудах этих педагогов мы находим принципы и методы, которые успешно применяются сегодня передовыми учителями школ и учреждений дополнительного образования. Вместе с тем нам посчастливилось быть современниками выдающихся деятелей образования, которые в своей новаторской деятельности внедряют, развивают и распространяют принципы образования талантливых педагогов прошлых столетий. К их числу относится советский, грузинский и российский педагог Шалва Александрович Амонашвили.  

Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования, «Рыцарь Гуманной Педагогики» (2003) и обладатель множества других титулов Шалва Амонашвили является продолжателем идей гуманной педагогики и основателем приобретшей известность в педагогических кругах «Школы радости». 

Шалва Амонашвили родился 8 марта 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Он окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году Шалва Амонашвили окончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили.

Ещё в 60-е годы 20-го столетия в Тбилиси в лаборатории экспериментальной дидактики начался Педагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения. В этой работе участвовал молодой педагог Шалва Амонашвили. Вот его воспоминания об этом этапе педагогической деятельности: «Была поставлена задача – уйти от авторитаризма… Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства… Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной».

Позднее эксперимент, который брал свое начало в школах Грузии, обрел известность по всему миру под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первым проектом Амонашвили в рамках развивающего обучения была «Школа радости» в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начал работать с детьми-шестилетками. При этом целью эксперимента на тот момент было вырастить хороших людей, и педагог считает, что она была достигнута.

Чуть позже, уже в России, Амонашвили поручили возглавить самую сложную школу в Москве, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил её в образцовое учебное заведение. Когда в школу с проверкой пришла министерская комиссия, чиновники были изумлены произошедшей переменой. Все спрашивали: а где же недоразвитые дети? На что Амонашвили отвечал, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов.

В 1988-89 гг. Амонашвили работает вместе с А. А. Леонтьевым в уникальном временном научно-исследовательском коллективе (ВНИК) «Школа» в Москве. Перед содружеством учёных была поставлена историческая задача: создать научно-методологические основы образовательной системы нового поколения, системы, которая обеспечила бы стране образование будущего. К сожалению, в связи со сменой руководства в образовании ВНИК закрылся, а подготовленные им материалы были не востребованы. Но основы методологической платформы образовательной системы будущего были определены.

С 1993 года Ш. А. Амонашвили принимает активное участие в работе объединения «Школа 2100», возглавляемого А. А. Леонтьевым, которое продолжило идеи ВНИК «Школа». Шалва Александрович принимает участие в подготовке основных документов, вписывает свою концепцию гуманной личностно-ориентированной педагогики в общую схему Образовательной системы «Школа 2100». После смерти А. А. Леонтьева Шалва Александрович становится одним из научных руководителей этой образовательной системы. Одновременно он руководит Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете.

Так экспериментальная деятельность Амонашвили положила начало созданию целой педагогической системы, которая активно используется сегодня наиболее прогрессивными педагогами. Эта система ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики. Законы учителя гуманной педагогики состоят в том, чтобы излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать в человеке гуманную душу. Ребёнок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его искренне и бескорыстно любит.

Основной постулат учительской философии Амонашвили заключается в следующем: «Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг – помочь ему выполнить её». Отношения «учитель – ученик», по Амонашвили, состоят в том, что «ребенок может всё, а учитель должен сам верить в эту формулу и внушать её ребенку».

Шалва Амонашвили выделил основные заповеди учителя. Они состоят в том, чтобы верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в собственное, возможно неизвестное родителям и окружающим, предназначение ребёнка, в силу гуманного подхода к ребёнку. Амонашвили считает, что каждый учитель должен обладать рядом важных личностных качеств, таких как доброта, откровенность и искренность, преданность. В соответствии с принципами гуманной педагогики любой ребенок должен быть принят таким, каков он есть. 

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом. А процесс обучения в гуманной педагогике призван стимулировать активность и самодеятельность детей. 

Основой основ в школе Амонашвили являются «уроки духовной жизни». Вместе с ребенком учитель отвечает на вопросы «Ради чего мы живем?», «Что такое жизнь и как она могла возникнуть?», «Что такое любовь?», «Что такое бессмертие?» («Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового, духовного развития человечества. Без этого все фактические познания – иди они даже до глубочайших математических и микроскопических исследований – не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве».)

Шалва Амонашвили является автором множества книг и лекций. Его выступления служат вдохновением для многих учителей и родителей. Своим примером Амонашвили убеждает, что учитель должен даже в слабом ученике искать искорку таланта, не бояться в преподавании отходить от официальной программы, учить самостоятельно думать, размышлять и анализировать информацию, не страшась осуждения и оценок. Возможно, педагогический опыт Шалвы Александровича Амонашвили окажется полезным и для вашей педагогической деятельности.

Работает на Cornerstone