Главная»Библиотека»Великие педагоги»Корчак Януш»Любовь к ребенку как основа воспитательной системы и жизненного кредо Януша Корчака
Корчак Януш

Любовь к ребенку как основа воспитательной системы и жизненного кредо Януша Корчака

В мире существует большое количество различных воспитательных систем. Все они ориентированы на то, чтобы вырастить из ребенка гармонично развитую личность, но каждая достигает этой цели по-своему.

Одним из самых ярких примеров успешного воспитательного подхода может служить педагогическая система Януша Корчака, человека, считавшего, что только настоящая любовь поможет воспитать ребенка – любовь без систем и специальных методик.

Целевая установка педагогической системы Корчака предполагала воспитание активной самостоятельной личности с развитыми гуманистическими качествами. Стержень системы – это долгий процесс пробуждения и развития в ребёнке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию.

Все свою жизнь Януш Корчак посвятил детям. Родился выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель 22 июля 1878 в Варшаве.  После получения аттестата зрелости он поступил на медицинский факультет Императорского варшавского университета. Одновременно Корчак вел литературную деятельность. Учась на последнем курсе, начал работать в летних лагерях. 

В марте 1905 года Януш Корчак получил диплом врача и начал работу в детской еврейской больнице им. Берсонов и Бауманов в Варшаве. В 1905-1906 гг., во время русско-японской войны, был мобилизован как военный врач.

В течение следующих трех лет Корчак получил бесценный опыт, прожив год в Берлине и полгода в Париже, где слушал доклады по педагогике и педиатрии. Пользуясь возможностью, он осматривал детские больницы и образовательные заведения этих городов. Затем Корчак провел месяц в Лондоне, посещая школы и приюты. Тогда он принял решение не заводить семью и окончательно посвятить себя работе с детьми.

В 1912 году Корчак прекратил работу в больнице и под опекой общества «Помощь для сирот» основал «Дом сирот» для еврейских детей. «Дом сирот» стал для Корчака местом ежедневных глубоких наблюдений за психофизическим развитием ребенка. Там рождались новаторские идеи, такие как детский сейм, суд, газета и нотариат.

Результаты педагогической деятельности Януша Корчака весьма значительны. В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства заведения. Товарищеский суд в девяносто пяти случаях из ста выносил оправдательные приговоры. Понять и простить – вот лейтмотив детского суда. Этот суд рассматривал и поступки самого Корчака: «Когда необоснованно заподозрил девочку в краже. Когда сгоряча оскорбил судью. Когда, не сдержавшись, выставил расшалившегося мальчишку из спальни». Все это обеспечивало развитие самостоятельности, способствовало созданию детского сообщества на основе справедливости, братства, равных прав и обязанностей, создавало реальные условия для самосовершенствования ребенка.

Труд также занимал важное место в системе воспитания Януша Корчака. Дети в «Доме Сирот» работали. Они выбирали себе занятие на определенное время и работали в разных местах Дома. За хорошую работу дежурный награждался – он получал открытку с автографом Корчака. Были и специальные дежурства, оплачиваемые. Корчак считал, что у ребенка должны быть свои заработанные деньги. «Мы должны научить ребенка понимать, что такое деньги и заработная плата, чтобы он мог знать, что такое независимость, которую дает заработок. Он должен знать, когда деньги творят добро, а когда приносят зло, когда дают независимость, а когда отнимают разум. Пусть он их проиграет, потеряет, пусть у него их украдут. Но пусть он их заработает, тогда узнает им цену», – говорил Януш Корчак.

Многие прогрессивные педагоги используют методы и средства, лежащие в основе корчаковской системы, для развития активности, самодеятельности, самостоятельности у детей, для создания такого нравственного климата в детском коллективе, который обеспечивает высокую эффективность воспитательной работы.

Основа воспитательной системы Януша Корчака – счастливое детство. И это не просто общая формулировка. Счастливое детство – это уважение прав и свобод ребёнка, а также абсолютное доверие к нему. 

«Общее собрание мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. В нашем мышлении образы линялые, потрепанные, чувства тусклые и словно покрытые пылью. А дети думают сердцем, не умом. Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение с ними говорить.»

В диалоге с ребёнком Януш Корчак подчеркивал важность искренности. К этому выводу он пришёл путем наблюдений и анализа. Важно не втолковывать ребёнку причины и следствия, как любят делать взрослые, а говорить честно и открыто.    

Януш Корчак составил 10 принципов воспитания детей, которые стоит знать каждому педагогу и родителю:

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  • Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  • Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  • Не унижай!
  • Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  • Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  • Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  • Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  • Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Когда в августе 1942 года пришёл приказ оккупационных властей о депортации Дома сирот из Варшавы, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской, другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере…

Когда камеру открыли, чтобы выбросить трупы, мертвый доктор Корчак сидел на полу, обнимая детей – столько, сколько смог к себе прижать… Остальные просто сами прижимались к нему, так же сидя рядом, старый учитель и двести детей – почти все младше 15 лет.

Впервые 1978 год был объявлен ЮНЕСКО годом Корчака. А каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух запускается воздушный змей в память о Януше Корчаке и детях, убитых в гетто. В начале августа 2012 г. в иерусалимском мемориале Холокоста «Яд Вашем» отметили 70-летие трагической даты депортации Корчака и детей в лагерь смерти. В мемориальной церемонии принял участие и бывший воспитанник Дома сирот, ставший художником и посвятивший своё творчество памяти Корчака, 89-летний Ицхак Бельфер, поделившийся своими воспоминаниями. С 2004 года в России ежегодно проводится конкурс «Педагогические инновации», лауреатам которого вручаются медали имени Януша Корчака.

Имя Януша Корчака стало символом нравственности, мудрости Педагога, поистине великой любви к детям. Педагогическая идея Януша Корчака, по сути, вся укладывается в одну фразу: воспитатель должен любить детей. Эту простую и естественную мысль Корчак отстоял ценой собственной жизни.


Материал о Януше Корчаке собран и обработан Скоробогатько Ольгой Дмитриевной, сотрудником АНО «Международные образовательные программы», учителем английского и немецкого языков.

Работает на Cornerstone