Главная»Библиотека»Великие педагоги»Сухомлинский В.А.»Жизнь, педагогическая деятельность и вклад в развитие гуманной педагогики
Сухомлинский В.А.

Жизнь, педагогическая деятельность и вклад в развитие гуманной педагогики

«Годы детства – это, прежде всего,
воспитание сердца.»
В.А. Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся советский педагог-новатор, детский писатель, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР. Педагогическая деятельность и труды педагога представляют большой интерес в связи с внимательным подходом Сухомлинского к ребенку, его душе, внутреннему миру и интересам, подчеркивавшийся им важностью взаимодействия учителя с родителями ребенка в процессе воспитания, а также большим вниманием, которое Сухомлинский уделял межличностному общению учителя с учениками. 

Начало жизни, обучение, военные годы

Василий Александрович Сухомлинский родился в семье плотника в селе Василевка, Кировоградской области (Украина) 28 сентября 1918 г. У его родителей было четверо детей (все стали учителями). Детство его пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик стал задумываться над тем, как сделать детство счастливым.   

Летом 1933 года Василий поехал учиться в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт, в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевёлся в Полтавский педагогический институт и успешно закончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в средней школе.

К началу Великой отечественной войны он был женат. Его жена, также как и он, окончила педагогический институт. Когда началась война, у молодой семьи была только одна цель – бороться с врагом. Поэтому в 1941 году Сухомлинский добровольцем ушел на фронт, а его беременная жена осталась для работы в подполье и впоследствии была схвачена фашистами, замучена и расстреляна. Родившийся в тюрьме младенец был зверски убит и выброшен в мусорный бак. Сухомлинский долгое время не упоминал об этом факте своей жизни. Но однажды он все-таки решился описать его в Послесловии к изданию своей книги «Сердце отдаю детям» в Германской демократической республике (ГДР). Написано оно было на немецком языке, которым Сухомлинский свободно овладел уже после войны, и тому причиной была его трагическая военная судьба.  Текст Послесловия после перевода с немецкого был опубликован в советской печати.

Взгляды на воспитание

Война, тяжелое ранение, трагическая гибель жены и новорожденного ребенка оказали серьезное влияние на формирование педагогических взглядов Сухомлинского, на признание высочайшей ценности души ребенка, важности воспитания детей в любви и привитие у подрастающего поколения моральной культуры. 

Главным объектом интереса Сухомлинского было сердце ребёнка. А после самой страшной в истории человечества войны дети, как и их родители, были душевно изранены. Как учить их, как воспитывать, как заставить их вновь поверить в добро? Это было тогда чрезвычайно трудно, но Сухомлинский справился с этой общей бедой, как настоящий человек и учитель. Он решил отогреть души детей, а для этого надо было хорошо знать психологию ребёнка. В своем педагогическом коллективе Павлышской средней школы он организовал постоянно действующий психологический семинар, на котором составлялись психолого-педагогические характеристики на учеников, особенно на трудных, но бывало и на одаренных. На основе их строилась вся учебно-воспитательная работа в школе. Сам Сухомлинский выстроил особые педагогические отношения с учениками: всегда знакомился с ними заранее, лет с 5-6-ти, с их родителями, узнавал о их быте и проблемах еще до того, как они шли в первый класс. Он водил их на экскурсии на природу, учил слушать её, видеть прекрасное в окружающем мире, рассказывал им сказки и учил их самих сочинять. Сухомлинский соединял чувственное и разумное восприятие мира детьми. Воспитанию чувств он уделял огромное значение, пробуждая в каждом ребенке чувство восприятия красоты, даже в малом, в природе ли, в отношениях людей или в щебетании птиц. Много лет трудясь над формированием души ребенка, он пришел к выводу, что человек во взрослом состоянии совершает дурные поступки или даже серьёзные преступления от того, что в детстве его не научили тонко чувствовать окружающий мир, не пробудили таким образом его душу. Чувственное восприятие мира не складывается только опытным путем. Оно может быть сформировано только в сочетании с творчеством. Из всех основных форм творческой деятельности Сухомлинский избрал словотворчество. Он был замечательным учителем словесности, знал и понимал Слово, прекрасно говорил на русском и украинском языках, в последующем изучил и другие языки, стал полиглотом. Формой словотворчества было сочинительство сказок. Сказки были избраны не случайно, они имеют народные корни, а значит более понятны и занятны детям, их можно свободно сочинять, давая волю детской фантазии. Таким образом, ученики Павлышской школы сочинили множество сказок, которые переплетены в рукотворные тома и до сих пор хранятся в школе.

Общение учителя с ребенком в основе системы воспитания Сухомлинского

Секрет эффективности системы воспитания Сухомлинского состоял в том, что задачи воспитательного процесса решались на межличностном уровне, в процессе тесного общения: ребенок-ребенок, ребенок-коллектив, ребенок-учитель. Педагог полагал, что суть воспитания заключается в коммуникативной составляющей процесса, в диалоге, общении с ребенком:

  • Воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов, общение идет на равных.
  • Общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня, его осознанных духовных предпочтениях.
  • В процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого.
  • Ребенок и учитель всегда должны быть искренними в своих эмоциях. 

Новаторско-педагогическая система, созданная Сухомлинским, была основана на принципах гуманизма, опиралась на ключевую идею – признание личности ребенка как высшей ценности. Педагогическая система Сухомлинского имела целью воспитать высоконравственного и духовного человека. Формирование личности и индивидуальности ребенка базировалось на гуманистических принципах: доверии к ребенку, получении им знания без принуждения, воспитании без наказаний, сотрудничестве родителей, учителей и детей, высокой нравственности, труде как форме творчества, свободе выбора поведения, поступков, образа жизни, ответственности за свой выбор.

Народная педагогика

В своей книге «100 советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. При чём это знание приходит не только умом, но и сердцем. По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленность учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Педагог становится светочем знаний – и поэтому воспитателем – лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями. Но учитель – это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребёнка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. 

Сухомлинский считал, что труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребёнку посильно и что непосильно, потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребёнку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребёнок должен видеть, переживать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде – когда один что-то создаёт для другого. 

Взаимодействие учителя с родителями

Задача педагога, по мнению Сухомлинского – не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребёнка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и единые требования, прежде всего – к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве – значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. 

В Павлышской средней школе, где он был директором с 1948 года, Сухомлинский реализовал свои творческие проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток. Успешно проводились семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, функционировал и развивался родительский клуб.

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро,» – эти слова педагога стали известным афоризмом. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Важно, чтобы семья и школа подходили к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.  Сухомлинский организовал обучение родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за два года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и прочее. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой. 

В. А. Сухомлинский внес значительный вклад в развитие идей гуманности. По его мнению, чтобы нравственный идеал стал реальностью, необходимо учить детей правильной жизни, правильным поступкам и отношению к людям и к самому себе. Он советует педагогам бояться, как огня, детского одиночества – самую страшную беду школьной жизни. Воспитатели, порой увлекаясь показными, эффектными мероприятиями, забывают о сущности воспитания – человеческих взаимоотношениях. Любовь и уважение учителя к ребенку, воспитание в ребенке чувства прекрасного, желание помочь ребенку возрасти в цельного и нравственного человека и взаимодействие с родителями для достижения этой цели заложило основание успешной новаторско-педагогической системы В.А.Сухомлинского, признанной и используемой сегодня лучшими учителями мира. 


Материал о В Сухомлинском собран и обработан Скоробогатько Ольгой Дмитриевной, сотрудником АНО «Международные образовательные программы», учителем английского и немецкого языков.
 

Работает на Cornerstone