Главная»Библиотека»Великие педагоги»Толстой Л.Н.»Педагогическая деятельность и взгляды на образование Л.Н.Толстого
Толстой Л.Н.

Педагогическая деятельность и взгляды на образование Л.Н.Толстого

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого начинается в 1849 году, когда он приступил к обучению грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. С этого момента Толстой вел активную педагогическую работу до конца своей жизни. Лев Николаевич видел путь развития страны через воспитание. Именно в этой области Толстой мог экспериментировать, построив школу, в которой старался осуществить свои педагогические идеи.

Первый период педагогической деятельности, охватывающий 1859-1862 годы, назван самим Толстым временем «трёхлетнего страстного увлечения педагогическим делом». Лев Николаевич способствовал открытию более двадцати начальных школ в Тульской губернии, где активно помогал учителям в их работе, составлял курс преподавания. Работу школ Толстой систематически освещал в своем журнале «Ясная Поляна». 

В 1890-х годах он писал: «Образование и воспитание нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно». На практике на уроках в Ясной Поляне Толстой блестяще осуществлял воспитывающее обучение учащихся. Но, несмотря на то, что школа была примером для подражания, как в России, так и за рубежом учебно-воспитательная работа сельской школы вызывала яростное сопротивление со стороны местных помещиков. После обыска в школе в 1862 году в знак протеста Толстой прекратил свою педагогическую деятельность.

Через семь лет Л.Н.Толстой вновь возвращается к педагогике, а именно к методике первоначального обучения. Созданная писателем своеобразная энциклопедия первоначального обучения отличалась оригинальными принципами: все материалы отражали жизнь крестьян, были доступны для понимания детям, занимательны, немногословны, легко запоминались и производили на детей сильное впечатление. Составленные Толстым «Азбука» (1872 г.), «Новая азбука» (1875 г.) и «Русские книги для чтения» (1875г.) предназначались для детей разных сословий.

В 1870-ые годы Л.Н.Толстой развертывает активную деятельность по созданию школ близких народу и усовершенствованию их работы. Кроме учебных занятий по разработанным методикам, в школах была организована интересная внеурочная работа – дети читали вслух интересные книжки, писали сочинения, проводили опыты, разучивали песни. Л.Н. Толстой особое место отводил живому слову учителя и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания. Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к тому или иному методу. «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики», – считал Толстой. Он указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода, надо применять на практике разнообразные методы, находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, а учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.

Важнейшей задачей воспитания должна была стать подготовка личности к жизни в условиях внешней свободы, владению своей внутренней свободой, направлению своих мыслей, чувств, воли на творчество, созидание, готовность к сотрудничеству с другими людьми, уважение их прав. «Чтобы сделаться наукой и плодотворной наукой, педагогике, по нашему убеждению, нужно перестать основываться на абстрактных теориях, а принять за основание путь опыта и выводить свои положения от частных к общим, а не наоборот».

Говоря о качествах, которыми должен обладать учитель, Толстой утверждал, что совершенный учитель тот, который «соединяет в себе любовь к делу и к ученикам». Его дидактические рекомендации учителям представляют большой интерес – так, он отмечал, что отношения естественности между обучаемым и обучающим являются лучшими отношениями, без принудительности и страха перед наказанием.

Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, в частности, принцип сознательности и активности обучения, принцип связи обучения с жизнью, принцип доступности обучения, принцип прочности усвоения знаний, принцип природосообразности. Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Обучение, как справедливо утверждал Толстой, – многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это – процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Еще раз подчеркнем, что в процессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся. Он писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов». На уроке ученики по возможности должны все делать сами: выдвигать предложение о содержании урока по объявленной теме, определять учебную цель, ставить учебную задачу, решать что и зачем они на данном уроке изучают (т.е. предмет изучения), сами отыскивать средства для решения учебной задачи, сами моделировать учебную ситуацию, делать выводы и обобщения, проверять, удалось ли им достичь учебной цели. На занятиях по толстовской методике учитель передает не определенный объем информации, а способ умственных действий. В современной педагогике такая педагогическая технология получила названия «Технология мастерских». 

Усвоение памятью непроверенных или непонятных обобщений Толстой считал величайшим злом, нарушающим естественность процесса мышления. Он решительно выступал против механического перенесения обобщений, абстрактных понятий в головы детей. Дети не могут понять и усвоить обобщения, не пережитые и не понятые ими самими, а догматически переданные учителями. 

Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации. 

Очень важным аспектом толстовской педагогики является постоянная опора учителя на личный опыт ребенка. Как человек, ребенок – носитель своего человеческого опыта. Опыт этот в школе, к сожалению, редко бывает востребован. Ученику навязывают знания, не интересуясь, насколько в данной области он заинтересован учебным материалом, есть ли личные мотивы, внутренние побуждения к изучению этого материла. А ведь у детей очень богатый внутренний мир, они полны интереса к жизни, у них развито воображение. Педагогика Толстого призывает привлечь ребенка к постоянному диалогу, запросить его богатый или пока небогатый жизненный опыт, побудить его к рассуждению, к осмыслению важных жизненных явлений. Толстой постоянно прибегал к этому приему на уроках в своей школе. Например, один из его учеников Василий Морозов описал, как Лев Николаевич задал им «мудреные задачи», спросив, как устроиться с семьей в деревне, как работать, как жить, как подобрать невесту. Ребята начали «учить учителя», а на самом деле они собрали и обобщили весь опыт, который был у них по данному важнейшему вопросу. Сами научились и жену выбирать, и жизнь налаживать. 

В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс. 

Педагогика Толстого – это неравнодушие и постоянное обращение к нравственным, религиозным вопросам. Наставнику с учениками в процессе учения предстоит решить колоссальное число больших и малых нравственных задач. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее приятный период для религиозно-нравственного воспитания детей. Дети в этом возрасте чрезвычайно восприимчивы к эмоционально-нравственному познанию. Учение должно нести в себе эмоционально-ценностный заряд. 

В качестве основ успешного обучения Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований: «1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях». 

Таким образом, мы приходим к заключению, что к важнейшим условиям качественного процесса обучения Толстой относил следующие:

  • Сознание в школе естественной, здоровой, доброжелательной обстановки («дух школы»), отвечающей детской природе, любознательности, потребности в свободе развития;
  • Постоянную и разностороннюю связь обучения жизнью, обучения с воспитанием;
  • Применение в обучении различных методов и приемов в соответствии с возрастными особенностями;
  • Предоставление детям широких возможностей для самостоятельной учебно-познавательной и творческой работы, при незаметном направляющем влиянии учителя;
  • Стремление к установлению межпредметных связей;
  • Систематическое, продуманное повторение и обобщение изучаемого;
  • Наличие полного душевного согласия, гармонии в отношениях между учителем и учащимися;
  • Тесная органическая связь между урочной и внеурочной познавательной деятельностью детей;
  • Обеспечение в школе связи умственного с физическим развитием ребенка.

Процесс достижения прочных знаний, умений и навыков Толстой оценивал как сложный, многоступенчатый. Удивительная миссия, как считал Толстой, принадлежит в этом процессе учителю: он должен разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, устранить то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного Богом. 

Многие мысли и направления педагогической деятельности Льва Николаевича Толстого нашли отражение в развитии педагогики в следующем столетии. Тем не менее, в последние десятилетия мы наблюдаем откат к формальному педагогическому подходу: передаче готовых знаний, авторитарному, контролирующему стилю преподавания без учета личного опыта и интересов учеников. Поэтому сейчас, как никогда, актуально вновь обратится к опыту и наставлениям нашего знаменитого соотечественника Льва Николаевича Толстого и взглянуть на педагогическую деятельность как на творческий процесс.
 


Материал о Л.Н.Толстом собран и обработан Скоробогатько Ольгой Дмитриевной, сотрудником АНО «Международные образовательные программы», учителем английского и немецкого языков.

Работает на Cornerstone