Главная»Библиотека»Рекомендуемые издания»Профессиональный рост»Список литературы по нравственному воспитанию школьников
Издания для профессионального роста

Список литературы по нравственному воспитанию школьников

Майорова Алёна Алексеевна
учитель русского языка и литературы
г. Москва

 

Нравственность – это разум сердца
Г. Гейне

 

Проблема нравственного образования и воспитания, согласно Конституции РФ, – это проблема государственная. Постановка проблем нравственности и внимание к ним в мире сегодня исключительно актуальны.

Раскрытие содержания нравственного воспитания предполагает:

  • нравственно-этическое просвещение: сообщение нравственных знаний посредством рассказов, бесед, праздников, обсуждений и диспутов, анализа поступков и т. п.;
  • нравственно-мотивированную практическую деятельность (практическую работу по выработке навыков и привычек нравственного поведения, включающую воспитание у детей сознательной дисциплины и формирование нравственной культуры их поведения).

В предлагаемом списке литературы, представлены различные программы, формы и методы работы с детьми: разработки уроков, классные часы, сценарии праздников, беседы, игры, родительские собрания на любую возрастную категорию учащихся.

 

СТАТЬИ

1. Добру откроются сердца // Досуг в школе. - 2008. - № 11. - 32 с. - Содержание: "Если добрый ты - это хорошо!" / О. Н. Сухоносова. "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть" / Н. С. Нуриева. "Добру откроются сердца" / В. А. Халилуллина. Под грибком / Н. В. Ахметова. "Помни о других" / Н. В. Ахметова. "Волшебное слово" / Л. Л. Худякова. "С детства дружбой дорожи" / З. А. Гомжина. Дружба мнимая и настоящая / Т. Ю. Ковшарова. "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо" / Н. С. Крюкова.
Подборка сценариев для проведения классных часов, театрализованных уроков по нравственному воспитанию для учащихся младшего и среднего школьного возраста.

2. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - с.45-57. 
Содержание: Современные методы духовно-нравственного воспитания; Воспитание духовности в системе учебно-воспитательной работы городской школы; Готовность педагогов к духовно-нравственному развитию детей-сирот в условиях православного детского дома.

3. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - c.7-9, 11-14, 19-25, 28 (вкладка).
Содержание: О воспитании у младших школьников добрых чувств к людям; Национальные традиции в духовно-нравственном воспитании детей в семье и начальной школе; Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка; Духовно- нравственное воспитание учащихся: предметы регионального компонента; Уроки Д. С. Лихачева - уроки нравственности; Этика для младших школьников.

4. Тема номера: Духовно-нравственное воспитание школьников // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - N 11. - с.3-10, 37-40. Содержание: Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников; Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки; Нравственное воспитание младших школьников с использованием компьютерной поддержки.

5. Эстетическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - c.14-18, 31 (вкладка).
Содержание: Воспитание в поликультурной среде средствами народных сказок; Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников.

6. Архарова Л.И. [Праздники и классные часы на тему нравственности] / Л.И. Архарова // Архарова Л.И. Cценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. – М., 2005. – с.58-65

7. Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. – N 7. – c.75-78
Воздействие информационной среды (СМИ, телевидения, компьютерных игр) на младших школьников. Информационная среда и нравственное воспитание детей.

8. Беспятова, Надежда Константиновна. [Занятия по этикету для младших школьников] / Н. К. Беспятова // Беспятова Н. К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М., 2006. – c.70-77.
Содержание: Правила поведения в транспорте и в театре; Идем в гости; Как правильно приветствовать людей в различных ситуациях.

9. Беспятова, Надежда Константиновна. Занятие "Доброта" / Н.К. Беспятова // Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н.К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. - М., 2006. - c.36-38

10. Беспятова, Надежда Константиновна. Рыцарский турнир вежливости и воспитанности: [сценарий] / Н.К. Беспятова // Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. - М., 2006. - c.81-87

11. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. - 2007. - N 3. - с.35-40

12. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). - 2010. - N 7. - c. 97-100

13. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2008. - N 8. - c.11-15

14. Венецкая А.Б. Формирование культуры общения младших школьников (на материале курса "Этическая грамматика, или Веселый этикет") / А.Б. Венецкая // Начальная школа. - 2009. - N 2. - c.73-77
Понятие "культура общения". Описание программы "Этическая грамматика, или Веселый этикет". Фрагмент занятия по теме "Здравствуй, друг!" о приветствиях.

15. Власов, Игорь. Школа общения: классный час / И. Власов // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - N 15. - c.12-14
Сценарий классного часа для 2 класса о дружбе и общении.

16. Гагич, Светлана. Быть волшебником: игровое занятие для 1-5-х классов / С. Гагич // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2010. - N 6. - c.16-17
Сценарий классного часа о доброте, вежливости, общении детей.

17. Герасимова О.Б. Где добро, там и тепло: командная игра. 4 класс / О.Б. Герасимова // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу "Начальная школа". - 2009. - N 6. - c.45-46
Сценарий игры о добре, дружбе и самопознании младших школьников.

18. Ерина Э.Г. Этика (мораль). Программа для учащихся 1-4-х классов / Э.Г. Ерина // Завуч начальной школы. - 2007. - N 6. - c. 119-125

19. Желтовская Л.Я. Обучение русскому языку в интересах речевого развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников / Л.Я. Желтовская // Начальная школа. - 2008. - N 1. - c.48-54
Обучение русскому языку в рамках УМК "Планета знаний".

20. Иванова А.П. Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования / А.П. Иванова // Начальная школа. - 2008. - N 7. - c.26-30

21. Кадырова Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника / Е.П. Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. - 2010. - N 9. - c. 26-30

22. Классные часы по нравственному воспитанию учащихся начальной школы // Завуч начальной школы. - 2008. - N 7. - c. 39-78.
Содержание: "Чтобы радость людям дарить, надо вежливым быть!" / Е. Г. Пенькова. "Добро и зло вокруг нас" / Е. Г. Пенькова. "Доброе сердце" / Г. В. Попова. "Вежливость как часть жизни" / Л. Ф. Кошелева. Поведение в школе / Л. Ф. Кошелева. "О маме" / С. В. Смиронова. День Матери / Л. Ф. Кошелева.

23. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - N 11. - c.15-17

24. Кострюкова Е.А. Да здравствует вежливость!: сценарий праздника. 2-4 классы / Е.А. Кострюкова // Начальная школа. - 2008. - N 9. - c.26-30 (вкладка)

25. Латиева Э.И. В школе Вежливых Наук: игра-путешествие с героями мультфильмов / Э.И. Латиева // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу "Начальная школа". - 2009. - N 6. - c.43-45
Сценарий занятия о правилах поведения для младших школьников с использованием мультфильмов.

26. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - N 5. - c.22-26

27. Макеева В.В. Какой я?: классный час. 4 класс / В.В. Макеева // Начальная школа. - 2008. - N 7. - c.69-71
Сценарий классного часа о самопознании для 4 кл.

28. Макеева, Виктория. Такой незнакомый Я: [сценарий классного часа о самопознании] / В. Макеева // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2008. - N 18. - c.29-30

29. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - N 7. - с.21-29

30. Миловзорова А.М. Воспитание нравственных чувств младших школьников через овладение выразительным чтением / А.М. Миловзорова // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - N 7. - c. 20-24

31. Муртазина В.М. Адаптированная программа нравственного воспитания младших школьников / В.М. Муртазина // Завуч начальной школы. - 2008. - N 1. - с.114-121

32. Петрова В. Программа нравственного образования: 2 класс (34 ч.) / В. Петрова, Хомякова И., Стульник Т.: 2 класс (34 ч. ) / В. Петрова, Хомякова И., Стульник Т. // Воспитание школьников. - 2006. - N 2. - c.46-51. - Продолжение N 3,4,5

33. Подбородкова Г. Путешествие страну Вежливости / Г. Подбородкова // Воспитание школьников. - 2008. - N 1. - С.76-80

34. Рассказова, Ирина. Взаимное уважение: классный час. 1-4 классы / И. Рассказова // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - N 6. - c.11-13
Сценарий классного часа о проблеме уважения, воспитанности, скромности.

35. Симонова Т.Р. Роль музыкального искусства в формировании доверительных отношений / Т.Р. Симонова // Воспитание школьников. - 2010. - N 2. - c. 48-52
Художественно-эстетическая деятельность - важнейшее средство создания отношений доверительности, эмпатии, развития способности сопереживать окружающим.

36. Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И.И. Соколова // Начальная школа. - 2007. - N 6. - с.82-85

37. Строганова Л.В. [Беседы и тренинги на тему нравственности для подростков]: методический материал / Л.В. Строганова // Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. - М., 2007. - с.76-124.
Содержание: Жить с достоинством – что это значит?; Качества человека; Добросердечность; Человек и труд; Легкомыслие, разумность; Можно ли победить жестокость; Щедрость, скупость; Прибавляем бережливость; Спешите делать добро; [Толерантность]

38. Строганова Л.В. [Беседы на тему нравственности для младших школьников]: методический материал / Л. В. Строганова // Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. - М., 2007. - с.33-75.
Содержание: О равнодушии и добре; Совесть; Друг познается в беде; Каждой вещи - свое место;Душа народа к добру зовет;Что значит быть дисциплинированным?;Урок толерантности, или Учимся сочувствовать.

39. Строганова Л. В. [Нравственное воспитание младших школьников и подростков]: методический материал / Л.В. Строганова // Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. - М., 2007. - с.3-32

40. Царябина И. В. Нравственное развитие личности детей средствами музыкального фольклора / И.В. Царябина // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - N 5. - c. 49-51

41. Чикулаева Т. С. Моя семья - самая-самая: классный час / Т.С. Чикулаева // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу "Начальная школа". - 2009. - N 6. - c.34-36
Сценарий классного часа для младших школьников о семье.

42. Чухарева В. В. Твори добро!: внеклассное мероприятие для 3-4 классов / В.В. Чухарева // Начальная школа. - 2008. - N 7. - c.66-68

43. Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников: методический материал / Н.П. Шитякова // Начальная школа. - 2006. - N 12. - с.16-21

44. Щетнева О. П. Программа нравственного воспитания младших школьников "Преображение" / О.П. Щетнева // Практика административной работы в школе. - 2006. - N 8. - c.46-49

45. Юдина Г. А. Классный час "Человек рожден для добра". 4 класс / Г.А. Юдина // Этическое воспитание. - 2006. - N 6. - с.54-58

 

КНИГИ

1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
Материал для практической организации работы с младшими школьниками по нравственному воспитанию в современных условиях. Пособие для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов.

2. Алоева, Марина Андреевна. Классные часы в 5-7 классах: методический материал / М.А. Алоева;ред. Г.Н. Сибирцова. - 8-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2003, 2007, 2008. - 320 с.: ил. - (Сердце отдаю детям). - Национальный проект "Образование"
Сценарии проведения классных часов в 5-7 классах, объединенных проблемами нравственности, духовности, патриотического воспитания учащихся, формирования здорового образа жизни, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Для классных руководителей.

3. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - М.: Народное образование, 2002. - 112 с.
Обобщенная модель нравственного воспитания школьников. Практические материалы - программы, конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий. Народная культура в предметах школьного цикла. Программы курса "Народоведение" (1-9 кл). Программа курса " Народные промыслы".

4. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы: Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: 5 за знания, 2005. - 207 с. - (Методическая библиотека).

5. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2003. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).
Морально-нравственное воспитание учащихся. Теоретический и практический материал. Специалистам учебно-воспитательных учреждений.

6. Родительские собрания. 5-8 классы. Нравственное воспитание в семье: [методическое пособие] / сост. Е.В. Васильева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 143 с. - (Школа и родители).
Разработки родительских собраний, представленные в данном пособии, помогут педагогам организовать диалог с родителями по проблемам нравственного воспитания. Особый интерес вызовут беседы на актуальные темы по созданию детского пространства в семье, применению традиционных принципов воспитания, проверенных временем. Пособие адресовано классным руководителям 5-8 классов.

7. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе: Практическое пособие / Е.П. Сгибнева. - 2-е изд., испр. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 159 с. Материалы для проведения классных часов в средней школе по темам: "Наш класс", "Нравственно-этическое воспитание".

Рекомендуемые издания
Работает на Cornerstone